Содержание номера


Адкрытае грамадства

Iнфамацыйна-аналiтычны бюлетэнь

1998, N4(106)
Елена СТРЕЛКОВА,
Сергей ОВСЯННИК

ЛЕГЕНДА О СОВЕТСКОМ ЧЕЛОВЕКЕ (РАБОТА НАД ОШИБКАМИ)

Характерным для тоталитарной власти является сочетание репрессивных методов, вызывающих в обществе оцепенение от страха, и пропаганды, имеющей целью искажение смысла производимых властью действий и дезориентацию общества. О некоторых пропагандистских клише, апробированных в Беларуси, пойдёт речь ниже.

На примере Беларуси можно заметить действующие системы искажения образа. То, о чём ещё десять лет назад власть не могла и мечтать (очевидна была смехотворность образа "народ и партия едины"), - осуществилось. Сейчас Беларусь известна в мире как страна, в которой "единство" правителя и подданных не ставится под сомнение. Типичными стали высказывания: "80% белорусов выбирают автократию" (1) и "Лукашенко смог переубедить одухотворённое, хотя и погруженное в духовное убожество большинство, что независимый суд, открытый контроль государственных финансов, свободная пресса и парламентская оппозиция являются только преградой для их любимого фюрера в момент наступательного марша во вчерашний день". (2)

Белорусский президент, в свою очередь, заявляет, что является представителем большинства народа, что не единожды демократически поддержан народом, что не представляет никого, кроме своего народа и что, выполняя волю народа, имеет право поступать в соответствии с этой"волей", имеет неограниченные права на любые действия.

Заметим, что население белорусского государства является достаточно образованным - более 1/3 имеет высшее или среднеспециальное образование. И тем не менее наличие тоталитарных методов правления в Беларуси принято связывать с советской ментальностью белорусского общества.

Миф о советскости белорусов так же популярен, как и уже ставшие аксиомами утверждения о своевременно выплачиваемой заработной плате, росте экономических показателей и высказанной на референдумах поддержке недемократических методов, а также о неготовности белорусов к либеральным реформам. (3)

С момента избрания А.Лукашенко белорусским президентом было забыто, что его образ в глазах белорусского избирателя не связывался однозначно с авторитарным стилем. Ведь именно Лукашенко ещё в 90-х был частым гостем на митингах Народного Фронта. В 1991 вносил в Верховный Совет исторический бело-красно-белый белорусский флаг, чтобы заменить им советский. Тогда же потребовал отставки руководства Верховного Совета. Был руководителем группы "Коммунисты за демократию" и одним из главных критиков ЦК Коммунистической партии Белоруссии. В 1994 году, накануне президентской кампании, признанными независимыми аналитиками был назван "белорусским Валенсой".

Окружённый "молодыми реформаторами", представляемый средствами массовой информации как единственный борец с коррупцией, рекламируемый как человек, готовый к переменам, но не в ущерб большинству народа, практически не критикуемый ни одним из оппонентов (кроме "партии власти"), Лукашенко стал президентом, показательно дистанцируясь от номенклатуры и коммунистов. Эти факты были известны задолго до того, как прозвучали слова о Гитлере, проводились референдумы о смене символики, Конституции и т.д., то есть до того, как Лукашенко был вписан в качестве нового лица в старую систему. Пропаганда изобразила кандидата в президенты таким, каким, вероятно, хотел его видеть избиратель.

Итак, в 1994 году белорусы голосовали не за депутата А.Лукашенко, а за образ молодого смелого борца с коррупцией и номенклатурной мафией против "диктатуры Кебича".(4)

Кроме того, выборы 1994 года можно считать условно демократическими, так как была значительно ограничена свобода слова, и "партия власти", поставив на нескольких кандидатов одновременно, в любом случае оказывалась в выигрыше.

В 1991 году Александр Григорьевич сам признавался, что задача его депутатской группы - спасти партию. Но к президентским выборам был создан образ, до сегодняшнего дня не отпускающий независимых и зарубежных аналитиков. Стало принято повторять, вслед за официальной пропагандой, тезис о народности Лукашенко, "колхозности" белорусского президента. Многим до сих пор неизвестна биография Александра Григорьевича - комсомольская, партийная, штатного пропагандиста, политрука и т.п.(5) И только два года - директор колхоза!

Особенно настойчиво официальная пропаганда оправдывает любые действия власти "волей народа" после референдума 1996 года. Общеизвестно, что белорусская оппозиция считает референдум незаконным, а мировая общественность не признаёт его результаты. Безусловно, что задача официальной пропаганды - убедить белорусов и общественность других государств в том, что проходивший с массой нарушений, длившийся две недели плебисцит был легитимным. Легче всего это делать через независимые средства массовой информации - им верят больше. И уже в январе 1997 года в газете "Свабода" можно было прочитать: "Референдум был своего рода экзаменом на моральное здоровье общества. Он показал, что личность Лукашенко соответствует нравственному состоянию народа".(6) Результаты непризнанного референдума таким образом признал и сделал далеко идущие выводы ведущий аналитик авторитетного независимого института.

Признал их также и главный редактор авторитетной культурологической белорусской газеты: "Если сегодня так называемый народ большинством голосов отказывается знать, куда идут деньги из госбюджета, и отказывается сам избирать себе начальство, нормальный человек не может не испытать это чувство: если народ - это темнота, тогда - да, я не люблю народ".(7)

Приведённые примеры, к сожалению, далеко не единственные. Перед нами феномен белорусской аналитики и хорошая работа служб пропаганды. Известные общественные деятели оказались беспомощными перед советской пропагандистской машиной. Они не только признали референдум, прочно связали народ с президентом, но и стали сомневаться в демократии как таковой: "Народ в нормальной стране, если чего-то не знает, то должен молчать. Никаких референдумов".(8)

Напомним, что чем недемократичней государство, тем чаще можно услышать о том, что в нём исполняется "воля народа". Так всегда было в самые кровавые времена в Советском Союзе, Северной Корее, Китае, Камбодже. Но так никогда не было на самом деле! Это властвующие группировки, особенно когда им указывалось на нарушение прав человека и отсутствие демократии как таковой, выдвигали тезис об особенности жителей данной страны. Общеизвестны утверждения о "советском народе", об "особой традиции китайского народа" и т.п. Удивительным образом примитивный пропагандистский трюк служит отправной точкой в рассуждениях демократически настроенной интеллигенции и охотно подхватывается зарубежными СМИ.

Сегодня в Беларуси пока ещё существует независимая пресса. Но белорусские демократы, вовлечённые в порочный круг пропаганды, идут дальше властей: "Поскольку начальство у нас - это зеркало своего народа, то корни чувств необходимо искать ни более, ни менее - в национальном восприятии, или, как минимум, в социальной психологии белорусской нации".(9)

Таким образом, белорусский народ является авторитарным по своей ментальности и именно в этом, по мнению многих, кроется причина силы лукашенковского режима. И более того: "...президент становится заложником своего электората и может сохранить власть, только удовлетворяя всё более примитивные и агрессивные ожидания".(10) В такой ситуации нет никакой разницы между оппонентами и президентом, официальными СМИ. "Социологические исследования убеждают в том, что у значительной части наших сограждан оказались очень живучими и стойкими сложившиеся в советскую эпоху стереотипы сознания и поведения", пишет бывший "Коммунист Белоруссии" (ныне президентская "Белорусская мысль").(11)

Ещё одно распространённое мнение - нежелание граждан Беларуси участвовать в демократических, рыночных реформах в связи с другими предпочтениями. Это - почти "аксиома". "Массы готовы признать всякую власть, пообещавшую создать желаемый жизненный порядок, даже если границы такого порядка будут границами концентрационного лагеря", - считает доктор философских наук.(12) И это ещё не всё: "И дело не в диктаторских замашках властей. Это было бы очень просто. Дело в притягательной эстетике и этике Гулага, которая народу даёт безграничные основания для жалости к себе".(13) Любопытно, что такие выводы белорусский президент ещё не сделал ... вслух.

Между тем новейшая история современной Европы свидетельствует об избавлении от "тоталитарной ментальности". Самым ярким примером является послевоенная Германия, которая чрезвычайно быстро избавилась от эталонного тоталитаризма и никакая "ментальность" этому не помешала!

Тема ментальности притянута из прошлого, как миф, легитимизирующий недемократическую власть. Изменяющий акценты истории, он подтверждает коммунистический лозунг о единстве народа и правящей группы. В будущем он создаёт возможность возвращения "по воле народа" тоталитарного прошлого. Пример Беларуси показывает возможность такого возвращения. "Феномен Лукашенко", в первую очередь, связан с тем, что в информационном поле создана атмосфера безысходности, когда авторитарная власть очеловечивается, а личность обезличивается и является всего лишь частью электората.

История Советского государства показала, что за весь народ всегда стремились говорить коммунисты. Последовательные демократы чаще говорили об антинародности власти. Похоже, именно этого власть всегда и боялась. Правозащитников по большому счёту не интересовало, как выглядит Брежнев или куда не пустили Суслова, и какие между ними складываются отношения. Они говорили о несправедливости существующего строя, о нарушении права, так как тоталитарная власть никогда не соблюдала даже собой придуманные законы.

Современное общество оценивает мир через образ, создаваемый средствами массовой информации, - то, что в них отражается, является как бы единственной реальностью. В конце 1997 года в белорусских независимых изданиях подводились итоги года. Читатель смог узнать, что самым главным было: подписание Союза Беларуси и России и нескончаемый сериал о взаимоотношениях Лукашенко и Ельцина. Однако, как ни странно, ни в одной газете Беларуси событием года не стало лишение права более половины предпринимателей осуществлять предпринимательскую деятельность (в соответствии с указом N208 президента). Пострадало практически 200 тысяч человек. Отсутствие об этом информации свидетельствует как бы и об отсутствии самого факта нарушения права. Что удивительно, власти, почувствовав, что контроль со стороны общественности практически отсутствует, печатали списки "виновных" без суда людей в газете "Советская Белоруссия". Десятки тысяч фамилий было опубликовано до конца 1997 года. Лишь распространение в зарубежной печати обращения представителей оппозиции смогло остановить (на какое-то время) столь позорную процедуру. К сожалению, действие Указа, на основании которого тысячи людей лишены права на труд, остановить не удалось.

Итак, если ваша общественная организация действует в условиях, близких к белорусским:

ПРИМЕЧАНИЯ:

1.Wprost, 26.05.1996.(обложка)
2.Die Zeit, цитируется по "Свабода", 06.12.1996.
3.Даже официальные источники указывали на то, что более половины государственных предприятий и 100% колхозов не выплачивали заработную плату в срок. См., напр., "Советская Белоруссия", 13.03.1997.
Александр Лукашенко сам признавался, говоря об экономическом росте: "...если сумму прибыли скорректировать на индекс потребительских цен, то получается уже не рост, а уменьшение на 18 процентов". См. "Советская Белоруссия", 12.02.1997. Не прошло и года после проведённого референдума, как в президентском журнале "Белорусская мысль" можно было прочесть: "...накануне референдума...рейтинг не пересекал экватора популярности и составлял 48 процентов". См. "Белорусская мысль", №9, 1997.
4.О "диктатуре Кебича" писала газета "Свабода".
5.Интересно, что в 1994 году газета "Правда" в опубликованной биографии А.Лукашенко опустила данные о его комсомольской работе. "Правда", 12.07.1994.
6.Карбалевич Валерий. Наступают времена негодяев. "Свабода", 17.01.1997.
7.Дубавец Сергей. Герой нашего времени. "Свабода", 04.04.1997.
8.Дубавец Сергей. Спроси у ветра. "Свабода", 06.09.1996.
9.Павловский Сергей. Китайский вектор. "Наша Ніва", 24.02.1997.
10.Манаев Олег. Беларусь как детонатор для Европы. "Свабода", 23.09.1997.
11.Бабосов Евгений. Мерило человеческого достоинства. "Белорусская мысль", №7, 1997.
12.Оргиш Вячеслав. Победитель дракона. "Свабода", 28.02.1997.
13.Павловский Сергей, там же.


Содержание номера