Страничка редактораВпервые проблема соотношения научного прогресса, политической демократии и нравственности была поднята более двухсот лет тому назад. Ответы, в зависимости от мировоззрения авторов, были самые различные. Некоторые из них - оптимисты-просветители - верили в созидательную силу научного и технического прогресса. Они считали, что улучшение условий труда и быта автоматически приведёт к гуманизации отношений между людьми, поскольку основные потребности человека - крыша над головой, еда, жильё и т.п. - будут худо-бедно удовлетворены. А в сочетании с постепенным упрочением и расширением элементов представительной демократии вражда, ненависть, агрессия, зависть, воровство, ложь и произвол если и не исчезнут совсем, то, по крайней мере, не будут определять социальный климат в обществе, и человечество сможет наконец-то избавиться от разрушительных войн, приносящих не только материальный урон, но и приводящих к падению нравственных основ общества.
Первым объективным свидетельством отсутствия прямой связи между прогрессом науки, избирательным правом и состоянием нравственности явилась Французская революция, названная впоследствии, вероятно, по недоразумению, Великой. По числу безвинно убитых и погибших она с лихвой превзошла все случавшиеся до этого военные конфликты и войны, эпидемии и стихийные бедствия. Это даёт основание утверждать, что не внешне привлекательные лозунги "Свобода, равенство и братство" стали истинными символами революции, а гильотина и воцарившаяся на долгие годы так называемая революционная целесообразность, в сравнении с которыми феодальные войны и произвол сумасбродных монархов выглядят просто детскими забавами. Казалось бы, после этого потрясения идеи быстрого переустройства мира канут в Лету, а революционный террор якобинцев войдёт в историю в качестве назидательного примера, наглядно показывающего грядущим поколениям, какую опасность для общества представляют слова и дела новоявленных самонадеянных спасителей грешного земного мира. Но не успела Франция отойти от якобинского кошмара, как уже в 1796 году в этой же самой стране (!) появился новый пророк - Гракх Бабёф с его "заговором равных", требующим установления "истинной диктатуры".
С той поры число желающих переустроить мир стало расти с невероятной быстротой. Появилось бесчисленное количество так называемых социалистов-утопистов, некоторые из которых (к счастью, без применения насилия) безуспешно пытались реализовать свои идеи на практике. В 40-е годы XIX века появились новые пророки социализма - Карл Маркс и Фридрих Энгельс, назвавшие своё учение научным. Они подвергли уничижительной критике не только взгляды всех своих идейных предшественников, но и все другие философские объяснения мира, и решили изменить его с помощью ничего не подозревающего пролетариата. К счастью, в Европе, уже испытавшей на себе последствия подобного рода идей, очень настороженно отнеслись к напыщенным и самоуверенным догматам марксизма, и случилось так, что благодаря кипучей деятельности российских эпигонов научного социализма Россия стала в начале XX века полигоном для проведения широкомасштабного коммунистического эксперимента, принесшего неисчислимые бедствия не только русскому, но и другим народам Российской империи. Последствия так называемой Великой Октябрьской социалистической революции испытала на себе не только Европа, но и другие страны мира. Естественное, органическое развитие вначале России, а затем и многих других стран на длительное время было прервано.
Цинизм новоявленных экспериментаторов не может не поражать. Для них человек превратился в простое средство достижения цели. Известный американский журналист Джон Рид в своей книге "10 дней, которые потрясли мир" приводит фразу Ленина, из которой следует, что вождь революции хорошо понимал неправомерность затеянного им и его сподвижниками дела: "Если бы мы надеялись только на культурный уровень нашего народа, то нам пришлось ждать 500 лет и более". После захвата власти большевиками в Октябре 1917 года "самый человечный человек" не гнушался лично подписывать приказы и отдавать распоряжения о ликвидации тысяч и тысяч своих сограждан, виновных только лишь в том, что они по своей природной простоте оказались на порядок мудрее многих большевистских умников и не пожелали верить в сказки о будущем коммунистическом рае и тем более поддерживать способы и методы его достижения.
Как своеобразная реакция на коммунистический эксперимент, затеянный большевиками в России, в 20-е годы возник фашизм - ещё одна идеология, претендующая на истину в последней инстанции и, подобно большевикам, также присвоившая себе право железной рукой вести людей в свой собственный нацистский рай. В 1934 году, после убийства С.М. Кирова, лауреат Нобелевской премии академик И.П. Павлов в письме, которое он направил большевистским вождям, пророчески написал, что "до Вашей революции фашизма не было". Несмотря на взаимную вражду нацистов и большевиков, они оказались достойны друг друга: на совести и одних, и других миллионы загубленных человеческих жизней, концлагеря, душегубки и газовые печи. И фашисты, и коммунисты патологически ненавидели демократию и демократов, рынок и рыночные отношения, одинаково ревностно исповедовали культ государства и слепое подчинение вождю, а право заменили принципом целесообразности.
В определённом смысле фашизму "не повезло" -- после военного поражения он был осуждён на Нюрнбергском процессе. Коммунизм оказался в числе победителей, и это отодвинуло на неопределённый срок судебный процесс над ним самим. Трудно поверить, но факт остаётся фактом - сегодня именно в России, Беларуси и Германии (прежде всего в Восточной), т. е. странах, наиболее пострадавших от фашизма и коммунизма, вновь поднимают голову сторонники этих или близких к ним идеологий.
Изменяется ли природа человека одновременно с техническим и научным прогрессом, падает или возрастает моральность рода человеческого - однозначно сказать нельзя. Ясно одно: проходимцам и пройдохам, жаждущими всей полноты власти и стремящимися осчастливить всё человечество одним махом, наука даёт в руки всё более усовершенствованные орудия уничтожения людей. Именно поэтому демократы и просто честные граждане должны быть как никогда бдительными, неравнодушными и помнить, что если сегодня они не дадут отпор различного рода фашиствующим элементам, коммунистам, популистам и диктаторам, может случиться так, что завтра это уже поздно будет сделать.
Михаил ПЛИСКО,
главный редактор бюллетеня "Адкрытае грамадства"