Страничка редактораТретий Литовский (Старобелорусский) Статут 1588 года может служить лучшим доказательством нахождения Великого княжества в сфере действия европейской системы права. Понятно, что эта система сложилась не сразу. Процесс её формирования занял не одно столетие. Она берёт своё начало в особенностях становления феодальных отношений в Великом Литовском Княжестве. Этот процесс во многом отличался от аналогичного процесса в Московском княжестве. Известно, что в средневековой Европе действовал принцип, получивший своё выражение в формулировке: "Вассал моего вассала - не мой вассал". Несмотря на лаконичность и кажущуюся простоту этого постулата, он как нельзя лучше отражал особенности устройства европейской системы властных отношений. Из него следовало, что власть распределялась в обществе не строго по вертикали, а и по вертикали, и по горизонтали. Существование этой горизонтальности выполняло роль своеобразной, как сейчас принято говорить, системы сдержек и противовесов. Она не давала иерарху, стоящему на вершине пирамиды государственной власти, установить систему безропотного, почти рабского подчинения нижестоящих феодалов вышестоящим. Короли, великие герцоги и князья вынуждены были придерживаться не только традиций и обычаев, но и определенной системы правил, которые являли собой ни что иное, как начальную стадию развития принципа верховенства закона и правового государства. Вспомним хотя бы знаменитую английскую Хартию вольностей 1215 года. Установившийся баланс между "вертикалью" и "горизонталью" был позднее нарушен в Европе почти повсеместно в пользу королевской власти. Реакцией на этот процесс стала сформулированная в 17-ом веке концепция естественных прав человека. Постепенно в образованном обществе стало распространяться мнение об обязательной необходимости ограничения власти монарха установлением единого для всех Закона. Где ранее, где позднее, будь то с помощью революций или реформ, но на протяжении 17-19 вв. в Европе общество сумело добиться принятия Конституций, которые ограничивали власть монархов и провозглашали принцип верховенства Закона.
До конца 18-го века Беларусь в плане развития властных отношений и правовой ситуации находилась в русле традиций европейской системы права. После насильственного раздела Речи Посполитой ситуация коренным образом изменилась, поскольку в России существовала совершенно иная правовая система, уходящая своими корнями в период формирования Российского централизованного государства.
В России в 15-17 вв. упомянутый принцип " Вассал моего вассала - не мой вассал" не действовал. Повседневная практика взаимоотношений "феодалов" между собой основывалась на неукоснительном подчинении нижестоящих "служилых людей" вышестоящим. В Московии "вассал моего вассала" всегда был большим господином для него самого, нежели его непосредственный вассал. Отсутствие первоначальной горизонтальной системы сдержек и противовесов привело к концентрации неограниченной власти в одних руках - царя. Попытка молодых российских реформаторов изменить ситуацию закончилась в 1825 году неудачей. Подобная структура властных отношений, построенная на тотальном подчинении, явилась фундаментом для возникновения собственной, отличной от европейской, правовой системы. Поэтому не случайно в российской исторической науке до конца 19-го века господствующее место занимал тезис об отсутствии в России феодальных отношений. И только в конце 19-го - начале 20-го вв. под воздействием политической конъюнктуры - необходимо было доказать тождественность экономических и политических процессов в России и Европе, - а также под влиянием трудов Н.П. Павлова-Сильванского утвердилось обратное мнение. Концепция о существовании в средневековой России феодализма из дореволюционной историографии благополучно перекочевала в советскую историческую науку.
Внешняя схожесть исторического пути развития Европы и России позволяла затушёвывать различия правового сознания и правовой культуры европейцев от жителей республик бывшего СССР. Но, чему быть, - того не миновать. Крушение мировой социалистической системы и последовавшие вслед за этим "буржуазные" реформы в экономике и политике определили: "Кто есть кто в этом мире". Оказалось, что "бархатные революции" имели успех в тех странах, которые в прошлом были включены в европейскую систему права. И, наоборот, реформы застопорились там, где в силу действия различных причин и обстоятельств существовавшие ранее европейские правовые системы были сильно деформированы или ликвидированы вообще. Именно к таким странам и относится Беларусь. Более чем столетнее нахождение Беларуси в составе Российской империи, отмена действия Статута 1588 г. на территории белорусских губерний в 1840 году, последовательная борьба российских властей, особенно после подавления восстания 1863 г., с так называемой "польщизной" во всех сферах общественной жизни, в том числе и в области права, привели к необратимым последствиям. Еще более усугубилась правовая ситуация в Беларуси после Октябрьского переворота 1917 года. Советская правовая система, основанная на принципе целесообразности, продолжила "лучшие" традиции российского правового византизма. За почти два столетия в сознании большинства белорусов произошли существенные изменения. Власть как конечный продукт политической деятельности, а также демократия, устанавливающая процедуры и механизмы ее достижения, фактически трансформировалась в сознании белорусов в убежденность, что человек, достигший властных вершин, имеет право не соблюдать правила игры, которые существовали до него. Не случайно в нашем народе сильно развита вера в справедливого и доброго государя, способного навести порядок железной рукой. И для того, чтобы убедиться в обратном, увидеть, что дело отнюдь не в добром царе и плохих чиновниках, необходим достаточно большой промежуток времени.
Публикуемая в данном номере бюллетеня статья кандидата психологических наук С.А. Шеина, позволяет приоткрыть дверь в представления белорусов о власти и о политике как составной части человеческой деятельности, увидеть стереотипы, сформировавшиеся в сознании людей. К сожалению, белорусские демократы в своей деятельности совершенно не учли это обстоятельство. Их стратегия и тактика скорее была рассчитана не на свой собственный народ, а на людей, которые жили в условиях западной демократии.
Частично эта проблема затрагивалась и участниками Круглого стола политологов, материалы которого публикуются в этом номере бюллетеня. Они обменялись мнениями о начальном периоде борьбы за демократические преобразования в Беларуси и провели некоторые параллели с сегодняшним днем. В ходе дискуссии была высказана идея, что Беларусь находится на изломе двух цивилизаций и что левому популизму белорусская демократия должна противопоставить понятную и не вызывающую у большинства народа отторжения популистскую идею правоцентристского толка.
Беларусь в пути и только от нас зависит ее будущее!
Михаил Плиско,
главный редактор бюллетеня "Адкрытае грамадства"