Содержание номера


Адкрытае грамадства

Iнфамацыйна-аналiтычны бюлетэнь

1998, N2(104)
Карбалевич В.И.,
главный эксперт НЦСИ "Восток-Запад"

Беларусь: в стране и в мире (1 января - 8 февраля 1998 г.)

1. Экономическое положение

26 января состоялось расширенное заседание Совета Министров, посвященное подведению итогов 1997 г. и определению задач на 1998г. С докладом выступил премьер-министр Сергей Линг. С большой речью выступил Александр Лукашенко. Оба оценили итоги года и экономическую ситуацию в стране довольно оптимистично.

ВВП за год вырос на 10% по сравнению с 1996 г. Причем прогноз предусматривал рост только на 5%. На 17% выросло производство промышленной продукции и на 21,2% - производство товаров народного потребления. При этом рост производства произошел на фоне 8%-ого сокращения энергопотребления. Рост осуществлен во всех регионах страны и отраслях, за исключением топливной, где были сбои в финансировании закупок нефти и газового конденсата. Почти 90% предприятий превысили показатели 1996 года. При этом около 70% из них увеличили производство на 10% и более. Удельный вес запасов готовой продукции снизился на 13,9%. Рентабельность экономики выросла 5,7% в январе 1997 г. до 10,9% в конце года. На 20% выросли инвестиции в основной капитал. Их рост произошел впервые с 1991 года. Реальные денежные доходы возросли на 5%, а реальная среднемесячная заработная плата на одного рабочего - на 14,5%.

И президент, и премьер-министр особо подчеркивали, что тенденции социально-экономического развития подтверждают правильность политического курса руководства страны. Однако независимые экономисты объясняют белорусское "экономическое чудо" следующими причинами.

1. Приписки и другие манипуляции статданными. До 1997 года руководители предприятий занижали реальные производственные результаты, чтобы не платить налоги. В прошлом году директора предприятий под угрозой увольнения получили жесткие задания по увеличению производства. Безопаснее стало изыскать деньги на уплату налогов, чем не выполнять директиву президента.

2. Ужесточение дисциплины, наведение элементарного порядка, жестокий спрос с руководителей, уменьшение воровства.

3. Увеличение денежной массы и инфляция (4,2% в месяц против 2% по плану). Например, по подсчетам специалистов Федерации профсоюзов Беларуси из 10% роста ВВП 7,7% приходится на инфляцию.

4. Тесная связь с экономикой России привела к тому, что даже незначительный рост у восточного соседа вызвал некоторое оживление белорусской экономики.

5. Рост за счет проедания оборотных фондов промышленности.

6. Рост за счет возрастания дефицита внешнеторгового баланса (1,4 млрд. $), т.е. в долг.

Выступление Лукашенко было более критичным, чем доклад Линга. Он покритиковал правительство за высокую инфляцию, большое количество убыточных предприятий, рост дефицита внешнеторгового оборота. На 1998 г. президент определил задачи: прирост ВВП - на 7-8%, продукции промышленности - на 8-9%, сельскохозяйственной продукции - на 2-4%. Инфляция запланирована 2% в месяц. Лукашенко признал, что в экономике практически исчерпаны возможности развития за счет экстенсивных факторов. Однако никаких путей повышения эффективности производства не предложил, кроме призывов к работникам министерств и исполнительской вертикали глубже вникать в проблемы конкретных предприятий. Сравнительно новым был тезис о том, что нужно перестать помогать всем, особенно тем, кто плохо работает. Нужно перейти к выборочной помощи лишь конкурентноспособных проектов. Практика помощи всем и вся должна быть заменена налоговым кредитованием с последующим жестким контролем бюджетных средств со стороны Минфина. Президент поручил правительству "провести работу по реформированию, реструктуризации и санации убыточных предприятий", при этом "не выбрасывая людей на улицу". Остается непонятным, как это совместить. Тезис о реформировании был сказан скороговоркой. Президент заключил свое выступление следующими словами: "Дисциплина и порядок - вот главное, на чем должны сосредоточить усилия все руководители".

В начале 1998 г. Беларуси возникла острая социально-экономическая проблема, затронувшая значительную часть населения. В августе 1997 г. Государственный налоговый комитет внёс изменения в порядок взимания налогов. Согласно новым Методическим указаниям все предприниматели, граждане, получившие доходы не на одной работе, должны до 15 февраля 1998 года представить Декларацию о доходах и уплатить налог с совокупного годового дохода. И здесь возник целый ряд проблем. Во-первых, возникло противоречие между юридическими актами. С одной стороны, Закон "О бюджете Республики Беларусь на 1997 г." и Декрет президента №2 "О декларировании доходов и имущества физических лиц" предусматривают взимание налога с совокупного годового дохода. С другой стороны, Указ президента №70 "Об упорядочении взимания фиксированных сумм налога на прибыль и твёрдых сумм подоходного налога" предусматривают, что перерасчёт подоходного налога, уплаченного с твёрдых сумм в течение года не производится. Налоговые органы, руководствуясь Законом "О бюджете", потребовали уплаты налога с доходов, с которых уже был удержан налог в течение года помесячно. Во-вторых, решение о механизме взимания налога с совокупного годового дохода было принято Государственным налоговым комитетом (ГНК) в августе, а доведено до населения в декабре 1997 г. А платить налог нужно было с доходов, полученных с 1 января 1997 года. Говоря по-другому, закону придали обратную силу. Новые правила затронули около 20% населения. В одном Минске - около 300 тысяч. В основном это люди, работающие больше, чем на одной работе. То есть речь идёт о наиболее квалифицированной, самой социально активной и динамичной части общества. В первую очередь, это касается сферы медицыны, где многие медработники работают по совместительству. Много совместителей и среди работников культуры, учителей, учёных, преподавателей вузов, юристов.

В-третьих, минимальный годовой заработок, который уже облагается налогом с совокупного дохода преставляет собой мизерную сумму в 19,4 млн. белорусских рублей. Это около 1,6 млн. руб. в месяц, что в переводе по нынешнему курсу сосотавляет около 40$ - сумма сопоставимая с минимальным потребительским бюджетом. Причем полученные деньги большинство граждан давно растратило и никаких запасов у них нет. И вот в начале года они неожиданно узнают. что должны заплатить довольно значительную сумму налогов - в среднем в 2,5 раза больше, чем они уже заплатили в качестве налогов в течение года. В противном случае им грозит штраф. Можно представить реакцию этих людей.

Ещё в более сложной ситуации оказались мелкие предприниматели (в основном "челноки" и торговцы на рынках), которых насчитывается около 120 тысяч. Налоги с них составляют около 15% государственного бюджета. Они уже уплатили фиксированные ставки налога. Теперь налоговые органы неожиданно потребовали от предпринимателей документы, подтверждающие их расходы. Поскольку такие документы "челноки" предоставить не могут в силу самой специфики их деятельности, то налоги им стали начислять не с прибыли, а со всего торгового оборота. В результате у многих предпринимателей размер налогов превысил прибыль.

Профсоюз предпринимателей "Садружнасць" организовал кампанию протеста. Заявления с констатацией неправомерных действий налоговых органов были направлены во многие государственные учреждения. Во многих городах прошли собрания членов профсоюзов. Около 10 тысяч представителей мелкого и среднего бизнеса подали в местные органы власти заявления об отказе дальше платить налоги. Некоторые заявили, что приостанавливают деятельность и уходят в отпуск. С 1 февраля 2/3 предринимателей начали общенациональную забастовку. Закрылись практически все рынки страны, на которых большинство граждан покупали одежду и другие товары, т.к. цены там ниже, чем в магазинах.

Власти были вынуждены реагировать. Конституционный суд рекомендовал скорректировать решения ГНК. Комиссии Палаты представителей также были склонны поддержать протестующих граждан. В защиту предпринимателей выступило Министерство предпринимательства и инвестиций. Протест против решений ГНК выразила Федерация профсоюзов Беларуси. К кампании недовольных подключились даже государственные газеты ("Республика", "Советская Белоруссия"). Любопытно, что оппозиция фактически никак не воспользовалась благоприятной для неё ситуацией. Лишь в конце января протестующих предпринимателей заметили ОГП, БНФ и СПБ, а также Верховный Совет, который выступил с призывом к гражданам не платить налоги.

Президент выдержал паузу, подождал, пока конфликт приобретёт достаточную остроту и лишь затем вышел на сцену. Он заявил, что, дескать, стоит президенту "отвернуться, как некоторые чиновники наворотят". Лукашенко дал команду приостановить решения ГНК и поручил Совмину разобраться в ситуации и принять справедливое решение.

2. Внутренняя политика государственной власти

В январе продолжался, вызвавший большой резонанс в СМИ, процесс над корреспондентами ОРТ Павлом Шереметом и Дмитрием Завадским. Процесс явно имел политический характер. Еще в декабре Минск посетил известный российский предприниматель Березовский, контролирующий ОРТ. На его встрече с Лукашенко, видимо, и была решена судьба журналистов. Президент Беларуси не был заинтересован раздувать дальше "дело ОРТ". Весь пропагандистский капитал от него он уже получил. Но отпустить просто так журналистов, спустив дело на тормозах, Лукашенко не мог: слишком упорно президент убеждал всех, что Шеремет и Завадский преступники.

Адвакаты работали профессионально, защиту построили очень грамотно. К тому же суд проходил в присутствии журналистов, представителей общественности. В результате "дело" стало быстро рассыпаться. Защита стала приводить примеры о других случаях нарушения границы. Большой резонанс вызвало ходатайство адвакатов возбудить уголовное дело о переходе белорусско-польской границы членами Парламентского собрания Беларусь-Россия во главе со спикерами парламентов двух стран 22 июля 1997 г. Этот сюжет тоже был показан по ТВ.

В ходе суда выяснились многочисленные нарушения закона допущенные дознавателями. Следователь КГБ Б. Рагимов, вевший дело Шеремета, признал на суде, что он несколько раз в ходе следствия нарушал УПК. Судьи были вынуждены даже по этому поводу вынести частное определение. На процессе выяснилось, что в ходе следственного эксперимента пограничники без письменного разрешения литовской стороны сами нарушили государственную границу и принуждали к этому подследственных. В ходе процесса отпали обвинения в "дискредитации властей", т. к. они носили скорее политический, чем уголовный характер. Отпало обвинение Шеремету в превышении власти, т.к., во-первых, оно не было подтверждено документами о служебных полномочиях руководителя корреспондентского пункта ОРТ. Во-вторых, это обвинение противоречило второму обвинению о сговоре в ходе пересечения границы. Осталось лишь одно обвинение в незаконном пересечениии границы. Да и оно оказалось притянутым за уши. Выяснилось, что пограничники сами не знают, где проходит граница. Так и не были представлены доказательства, указывающие на то, что журналисты перешли границу.

В ходе процесса сам суд несколько раз нарущал закон. Судьи торопились, желая закончить процесс к визиту Лукашенко в Москву. Однако лишь 27 января Ошмянский под председательством судьи Казакевича вынес приговор: Шеремету два года лишения свободы условно, Завадскому - полтора года условно. Приговор был предопределён. На суд оказывалось давление, о чём писали газеты. По другому и не могло быть в условиях, где судебная власть подконтрольна власти исполнительной. А президент несколько раз до суда публично объявлял журналистов преступниками, что можно рассматривать как давление на суд. В своём заключительном слове Шеремет заявил, что это политический процесс, суд над свободой слова. Именно так оценила приговор суда независимая белорусская пресса. В частности "Народная воля" опубликовала статью известного публициста Семёна Букчина под примечательным названием "Запрет на профессию". С осуждением расправы над журналистами выступили оппозиционные партии, Белорусская ассоциация журналистов. Адвакаты осуждённых подали кассационную жалобу в Гроднеский областной суд.

В январе в Беларуси произошел хорошо подготовленный властями политический скандал. 11 января в информационно-аналитической программе "Резонанс" известный телекомментатор А. Зимовский объявил о том, что оппозиция организовала заговор с целью совершения государственного переворота. В качестве доказательства журналист показал "бизнес-план" на белорусском языке, под которым стояла фамилия Позняк, но без подписи. Общая сумма, необходимая для переворота, определена в представленном документе в 32 млн. долларов. В плане, якобы, расписаны статьи расходов: на деятельность Верховного Совета, на организацию митингов и шествий и т. д. Однако осталось непонятным, кому адресовался этот план, кем был принят. Все оппозиционные силы объявили это обвинение как провакацию.

Только за последние месяцы заговоров против Лукашенко было несколько. Где-то в сентябре прошлого года президент объявил, что на него готовил покушение Шеремет. Затем был разоблачён заговор в Вильнюсе. На митинге в Могилёве после известного преступления Лукашенко заявил, что убийцы Миколуцкого подбирались к президенту. И вот снова. Когда после первого телевизионного заявления Зимовского в воскресном "Резонансе" о заговоре оппозиции официальные лица и структуры выдержали трёхдневную паузу, то возникло впечатление, что это дежурный выпад официального папарацци против политических оппонентов. В этом духе были выдержаны и некоторые газетные комментарии. Но уже в четверг тему о коварных замыслах своих противников развил президент, а затем её подхватили председатель КГБ Мацкевич и секретарь Совета Безопасности Шейман. А это значит, что страна вступила в полосу очередной политической кампании. Президентские аналитики эмпирическим путём вывели правило: политическая кампания, чтобы давать эффект, должна быть ограниченной по времени - продолжаться не более трёх месяцев. После этого срока происходит пресыщение общественного сознания и надо менять пластинку Потом, через некоторое время, можно повторить удачное произведение политического искусства в чуть ином музыкальном сопровождении.

Предыдущая кампания под названием "Борьба с преступностью и коррупцией" закончилась к Новому году. Следующая, традиционная, весенняя под названием "интеграция" начнётся где-то в марте. Отпускать население на политические каникулы на целых два месяца опасно. Особенно в условиях начавшегося роста цен после долгого административного их сдерживания. Без пропагандистской инъекции в сознание электората у него может начаться психологическая ломка со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Таким образом, если исходить из предположения, что начинается новая политическая кампания, то отпадают все насмешки независимой прессы, каверзные вопросы типа: кто автор плана? кем принят? кому адресован? почему молчат правоохранительные органы? Эти вопросы уместны тогда, когда ставится задача действительно разоблачить заговор, найти виновных и привлечь их к ответственности. А жанр политической кампании имеет свои законы. В качестве главной задачи он ставит чисто психологическое, эмоциональное воздействие на людей, которое носит иррациональный характер. Факты здесь имеют второстепенное значение. Убедительность достигается с помощью доказавших свою эффективность технологий манипулирования массовым сознанием. Президент санкционировал кампанию именно в расчёте на свой электорат. А он, в отличие от зловредных журналистов, каверзных вопросов не задаёт.

18 января тема заговора на Белорусском телевидении была продолжена. На этот раз выступил государственный секретарь Совета Безопасности Виктор Шейман. Была названа фамилия бывшего председателя Конституционного суда В. Тихини и одного из деятелей БНФ И. Саверченко.Что касается последнего, то на пресс-конференции он заявил, что документ, посланный по факсу Позняку в США, на который ссылался Шейман, касается программы развития образования. Позднее, в развитие начавшейся кампании, БТ объявило, что центр заговора создан в Польше, в г. Белостоке. На самом деле в этом городе создан Центр гражданского образования "Польша-Беларусь" для проведения семинаров, конференций с участием общественных деятелей обоих государств. 4 февраля в подтверждение наличия заговора БТ показало, что в Витебске у арестованного члена БНФ нашли оружие. Будет ли разоблачение заговора иметь конкретные юридические последствия? С точки зрения задач политической кампании этот вопрос имеет второстепенное значение. Главное - дискредитация оппозиции и повышение рейтинга Лукашенко, который в очередной раз оказывается мучеником за народ.

В январе независимые СМИ обратили внимание на проблему будущих президентских выборов. Большинство аналитиков и оппозиционных политиков склоняются к выводу, что президентские выборы состоятся в 1999 году, несмотря на то, что по Конституции 1996 года они должны быть проведены в 2001 г.

В этом смысле интересна статья известного политолога Юрия Дракохруста "Уловка-99" в "Белорусской деловой газете" (15 января 1998 г.). В ней автор пишет, что несмотря на принятую на референдуме 1996 г. новую конституцию, продлившую срок президентских полномочий Лукашенко на два года, избиратели помнят, что выбирали они президента в 1994 г. только на пять лет. И поэтому после 1999 г. легитимность Лукашенко в глазах народа упадет. Это, во-первых. Во-вторых, после 1999 г., без новых президентских выборов Запад будет считать Лукашенко узурпатором, с которым не станет поддерживать отношения. В-третьих, власть Лукашенко окажется еще в большей зависимости от поддержки России, которая начнет его просто шантажировать. Поэтому, пишет Дракохруст в заключении, Лукашенко скорее всего пойдет на проведение президентских выборов в 1999 г. От себя добавим, что стремление поучаствовать в президентских выборах в России в 2000 г. также потребует от Лукашенко полной легитимности у себя дома. Отметим, что инициативная группа "Выбор - 99" во главе с Г. Щербининым и Всебелорусский клуб избирателей заявили о своей готовности начать сбор подписей за проведение президентских выборов в 1999 году.

3. Внешняя политика

20 января 1998 г. состоялась расширенная коллегия Министерства иностранных дел с участием президента. Присутстовали все главы дипломатических миссий Беларуси в других странах. На ставшем уже традиционным заседании подводились итоги за прошедший год, ставились задачи на 1998 г. Доклад делал министр иностранных дел Иван Антонович. С речью выступил Лукашенко.

Каких-то принципиальных изменений во внешней политике провозглашено не было. В докладе Антоновича был сделан более чем странный вывод, что "в целом страна упрочила свои позиции на международной арене". Было заявлено, что внешняя политика Беларуси "многовекторная", разносторонняя и ни о какой изоляции страны речь не идет и идти не может. Президент покритиковал работу МИД на западном направлении. Он заявил, в Европе чересчур большое число белорусских посольств и поставил задачу их сократить. Был раскритикован посол в Польше Бурский за то, посольство проспало изменение правил въезда в Польшу. Лукашенко выразил недовольство леятельностью посла в Бельгии Лабунова за то, что вовремя не проинформировал руководство Беларуси за открытие в Брюсселе "контрпосольства" белорусской оппозиции, которое возглавил бывший заместитель иностранных дел А. Санников. На коллегии были утверждены новые послы в Италии и Японии. В Токио Беларусь будет представлять бывший министр иностранных дел, недавно активный деятель оппозиции Петр Кравченко.

С начала года драматично развивались отношения с Польшей. Прежде всего в связи с введением Польшей новых правил въезда в страну зарубежных граждан. 25 июля 1997 года польский сейм принял Закон "Об иностранцах". На основании этого Закона с нового года были введены более жесткие правила въезда в страну. Приглашение теперь должны быть заверено в канцелярии воеводства. Если до сих пор туристический ваучер, по которому "челноки" ездили в Польшу стоил 0,5 доллара, то теперь он стал стоить 20 только за одни сутки пребывания в стране. Информация о новых правилах была противоречивой и в первые дни нового года возникло много скандалов и недоразумений. Многих пассажиров польские пограничники снимали с поездов и возвращали назад. До сих пор все рассуждения об изоляции Беларуси, "железном занавесе" на нашей западной границе для большинства граждан, не очень интересующихся политикой, были высокой абстракцией. Введение новых правил въезда в Польшу опустило эту абстракцию на землю, сделало ее реально ощутимой для многих людей, которые жили за счет приграничной торговли (в 1997 г. Польшу посетило 4 млн. граждан РБ). Вот уж действительно, не хочешь заниматься политикой, политика займется тобой.

Польша ввела новые правила въезда иностранцев, ориентируясь на стандарты ЕС, куда она хочет интегрироваться. Эти правила коснулись только Беларуси и России, но не затронули, например, граждан Украины, стран Балтии, с которыим у Польши есть договор о реадмиссии, т.е. возвращении назад нелегальных эмигрантов. Такой договор Варшава предлагает заключить Беларуси.

Перед белорусским руководством встает дилемма. Заключение договора о реадмиссии означало бы значительное возрастание расходов на содержание возвращенных мигрантов, что может оказаться неподъемным для бюджета. Основной поток нелегальных мигрантов из стран Азии и Африки попадает к нам через Россию. Заключение подобного договора между Беларусью и Россией перенесло бы указанные финансовые затраты на восточного соседа. Но это имеет смысл только при условии восстановлении между ними границы, что разрушило бы всю давно сооружаемую многоярусную вавилонскую башню под названием "интеграция". Понятно, что Лукашенко не станет покушаться на взращенную им священную корову. Между тем, сохранение сложившегося на западной границе с нового года статус кво, может иметь внутриполитические последствия. Теперь лозунг "Беларусь в Европу" может получить прочную социальную основу. Особенно это относится к белорусским полякам, населению Гродненщины. Поскольку Польша все больше отдаляется на Запад, вполне реальной становится угроза сооружения нового "санитарного кордона". Его задача - предотвратить проникновение на богатый и благополучный Запад (как выразился Лукашенко, "ожиревшую Европу") жителей бедных и стабильно кризисных стран.

Белорусские власти выступили с протестом и призвали польскую сторону сохранить прежний порядок пересечения границы, пока не будет найден компромисс. Все это происходит на фоне обострения политических отношений с Польшей. Белорусские власти были возмущены проведением в Белостоке конференции с участием представителей белорусской оппозиции. Министр иностранных дел Антонович на пресс-конференции 5 февраля заявил, что Беларусь расценивает действия польских властей как недружественные и отзывает своего посла для консультаций.

Достаточно знаменательно, что очередной визит руководства Беларуси в Москву (21-22 января) состоялся на следующий день после того, как на коллегии МИД президент поставил задачу сократить численность посольств РБ в Европе. Надо напомнить, что в конце прошлого года принято решение открыть в пяти российских регионах представительства Беларуси в России. Не удивительно, что в московском аэропорту во время встречи официальной белорусской делегации не вывесили флаг РБ. Забывчивость довольно показательная.

Главной задачей визита у Лукашенко было расширение плацдарма для последующей атаки (возможно весной) на кремлевские редуты. В этом контексте надо рассматривать встречу с ведущими представителями российского искусства. Давно известно, что любовь московских артистов к "славянскому интегратору", к вящей зависти их белорусских коллег, щедро оплачивается из президентских фондов. Пресс-конференция Лукашенко была театрализована, в том числе с помощью специально приведенных клакеров. Очевидным стал наметившийся поворот Кремля и связанных с ним финансовых групп, контролирующих масс-медиа, в сторону Лукашенко. Пожалуй впервые Ельцин заявил о готовности Москвы более решительно помочь Беларуси в преодолении изоляции со стороны Запада. На встрече "четверки" президент России поддержал Лукашенко в его споре с Назырбаевым.

В середине января ОРТ два раза разглядело в Беларуси либерализацию режима. И это произошло на фоне продолжавшегося скандального процесса над Шереметом и Завадским, в разгар очередной кампании психологической войны против оппозиции. А встреча Лукашенко 27 января в Заславле с привезенными Березовским из Москвы руководителями финансовых групп и подконтрольных им СМИ очень многообещающа. Это не прокоммунистическая думская оппозиция и не маргиналы из "патриотических" газет и организации, которые всегда благоволили белорусскому президенту. Речь идет о людях фактически контролирующих деньги и информацию в сегодняшней России. Добавим к этому, что может быть самым главным результатом визита в Москву для президента было решение о создании и финансировании из общего бюджета телеканала Союза, который будет не менее двух часов в день вещать на Россию по РТ. Исполнилась давняя мечта Лукашенко - напрямую выйти на российское информационное пространство. Все это вместе взятое создает качественно новую, более благоприятную для Лукашенко ситуацию, которой он не замедлит воспользоваться.

На заседании Межгосударственного совета "Союза четырех" (Беларусь, Россия, Казахстан, Киргизия) новый его руководитель Назырбаев предложил проект Единого экономического пространства, предусматривающий более тесную хозяйственную интнграцию "четверки". Казалось бы, Лукашенко должен был обеими руками ухватиться за предложение Назырбаева. Одноко, как ни странно на первый взгляд, Лукашенко категорически отверг инициативу президента Казахстана и, тем самым, заблокировал принятие документа, затормозив сближение четырех государств. Причем аргументация главы Беларуси была довольно искусственной и неубедительной. И дело не только в том, что для Лукашенко ни одна идея, концепция или принцип не являются самоценностью. В данном случае Назырбаев покусился на уже завоеванную Лукашенко монополию на дружбу с Россией и вообще идею интеграции. Президент Беларуси еще может, хотя и неохотно, поддержать инициативу Москвы, но никак не Акмалы. Когда союзник единственный, он может претендовать в обмен на верность на экономические льготы, типа списания долга в 1996 г., и даже шантажировать Москву. Когда же их несколько, такая возможность существенно уменьшается. К тому же в модели интеграции по-белорусски огромное место уделяется идеологическому аспекту, пропагандистской риторике. В основе же проекта президента Казахстана лежит концепция лишь взаимовыгодного экономического сотрудничества.

Чрезмерно назойливое стремление руководства доказать, что никакой изоляции Беларуси нет, убеждает скорее в обратном. Поездка в Югославию 28-30 января была первым после 1996 г. официальным визитом Лукашенко в европейское государство (не считая стран СНГ). Сам выбор объекта для демонстрации внешнеполитических успехов очень знаменателен: и Югославия, и Иран - международные изгои.

Самое интересное в ходе визита была его политическая часть, особенно заявление Лукашенко о белорусско-российско-югославской интеграции. До сих пор идеи панславизма Лукашенко распространял только на восточных славян. Поляков лидер Беларуси не только не признает за славян, но и периодически вступает в конфликт с Варшавой, которая олицетворяет для него все плохое, что связано с Западом. Теперь славянами объявили югославов.

Это говорит о том, что даже совершая поездки за рубеж, Лукашенко не упускает из вида свою главную стратегическую задачу. Заявление о союзе Беларуси, Россиии Югославии - это, кроме всего прочего, продолжение затяжной игры на фантомных чувствах российского электората. Предложение Лукашенко о тройственном союзе - это удар по команде кремлевских реформаторов, еще один шаг к союзу с антиельциновской оппозицией.


Содержание номера