Страничка редактораСвободные выборы всегда и везде считались сердцевиной демократии. Если народ лишён своим правительством этой возможности, страна и правящий в ней режим не могут считаться демократическими, в какие бы красивые одежды они ни рядились. Право свободно избирать своё правительство относится к одному из основных прав человека. От него во многом зависит реализация других устремлений и потребностей людей, в том числе право на безопасное существование и счастливую жизнь. Конечно, за последние десятилетия многое в этом мире изменилось. Сейчас даже самые отпетые диктаторы не могут позволить себе не проводить выборы. Некоторые из них устраивают даже всенародные голосования -- референдумы, с гордостью провозглашая их высшей формой народного волеизъявления. Безусловно, эти режимы не становятся от этого более демократичными, но сам факт проведения их в условиях диктатуры свидетельствует, в первую очередь, о том, что выборы действительно стали для мирового сообщества настоящей ценностью. Но, как говорится, бывают выборы и без выбора. И как бы ни изворачивались большие и малые царьки, к каким бы ухищрениям они ни прибегали, определить, было ли голосование честным и свободным, не составляет большого труда. Это можно сделать даже без помощи международных наблюдателей.
Стандарты минимальной демократии требуют, чтобы при проведении плебисцита свою точку зрения по вопросам, выносимым на голосование, имели возможность изложить все стороны. Простой анализ использования эфирного времени в электронных СМИ накануне ноябрьского переворота, осуществлённого Лукашенко под видом референдума в 1996 году, проведённый независимыми экспертами, показал, что 93% времени на радио и телевидении было предоставлено людям, ведшим агитацию за проект конституции, предложенный Лукашенко, 7% времени было отведено нейтральным комментариям и 0% -- противникам референдума и лукашенковского проекта. Для представителей западной общественности, с молоком матери впитавших уважение к свободе слова, одного этого факта оказалось достаточно, чтобы не признать результаты референдума действительными, так как народ, по их мнению, чтобы сделать осознанный выбор, должен был услышать точку зрения противоположной стороны. Излишним требованием это покажется только тому, кто стремится к достижению неограниченной власти.
Мне повезло - я смог побывать на парламентских выборах на Украине в качестве международного наблюдателя и убедился, что по сравнению с Беларусью там - самый настоящий разгул демократии. На центральном и местном телевидении постоянно можно было видеть и слышать рьяных противников президента Леонида Кучмы, обвинявших его во всех смертных грехах. И ничего страшного не случилось. Выборы прошли, парламент избран, а президент остался президентом. Судьба Кучмы решится осенью 1999 года на очередных президентских выборах, которые, уверен, также будут проходить в демократической обстановке. Похоже, что Беларусь осталась единственной страной в Европе, в которой правители считают проведение свободных выборов никому не нужным излишеством, неким странным чудачеством "загнивающего" капитализма.
Уже более года Беларусь живёт в условиях авторитарного режима. За это время президент и его доблестное окружение сказали немало слов о том, что у нас больше демократии, чем в любой стране Запада. Мировую общественность этим словоблудием не удивишь и тем более не обманешь. "Прелести" белорусской демократии, что называется, заметны невооружённым глазом. Это и избиение в апреле 1995 года прямо в зале заседаний депутатов Верховного Совета от оппозиции, и сбитый доблестными защитниками Отечества воздушный шар, что привело к гибели двух американских граждан. Их успели вкусить и Марьян Кшаклевский, вопреки всяким нормам права депортированный из Беларуси, и исполнительный директор Белорусского фонда Сороса Питер Берн, которого власти продержали почти сутки в аэропорту "Минск-2" без предоставления пищи и также, предъявив надуманные обвинения, выдворили за пределы страны. "Зачистки" территорий, на которой могут находиться предполагаемые радикалы, произвольные аресты и избиения представителей оппозиции и случайных прохожих прямо на улицах людьми в чёрных кожанках - методы, явно позаимствованные из арсенала нацистских тайных спецслужб; повальные лжесвидетельства милиционеров в скорых на расправу лукашенковских судах и, конечно же, милицейские дубинки, -- вот истинное лицо белорусского "демократического" чуда.
Недавно в Беларуси побывали двое высокопоставленных представителей Консервативной партии Великобритании. На одной из встреч, слушая рассказы журналистов и очевидцев, попавших под пресс "демократического" аппарата насилия, под впечатлением от услышанного один из них воскликнул: "У нас подобного рода нарушений прав человека не было даже в XVII веке". И с этим высказыванием британского политика трудно не согласиться. Так, "Акт о лучшем обеспечении свободы подданного", принятый английским парламентом в 1679 году, в деталях определял правовое положение лиц, находящихся под стражей до решения суда. И если какой-либо чиновник отступал от установленной этим Актом процедуры, он мог быть оштрафован в пользу заключённого на огромную по тем временам сумму - до 500 фунтов. В "Билле о правах", принятом английскими законодателями в 1689 году, есть правовая норма, которой нет в принятой на 300 лет позднее лукашенковской Конституции: "притязания приостанавливать законы или исполнение законов королевским повелением, без согласия парламента, незаконны".
Конечно, под давлением мирового сообщества и из-за обострения политической и экономической ситуации внутри страны режим вынужден будет пойти на проведение выборов. Фактов, свидетельствующих об этом, достаточно. Так, недавно в Минском городском Совете прошло обсуждение проекта закона "О выборах депутатов местных Советов", подготовленного Центральной комиссией по выборам и проведению республиканских референдумов. В ходе обсуждения выяснилось, что власти намереваются провести выборы в эти Советы весной следующего года. В последнее время усилились слухи о том, что под давлением России (!) президент дал добро на проведение парламентских выборов осенью этого года. Летом следующего года могут пройти и президентские выборы. Скорее всего, Лукашенко пойдет на них, иначе он утратит свою легитимность в глазах международных структур, стоящих на позициях соблюдения буквы закона. Очевидно, что власть сделает всё возможное, чтобы в законах о выборах осталось как можно больше норм и положений, с одной стороны, затрудняющих осуществление эффективного контроля за соблюдением законности в ходе их проведения, а с другой стороны - оставляющих лазейки для фальсификаций при подведении итогов. Какие это будут выборы - выборы для узаконения диктаторского режима или честные и свободные, с реальной возможностью выбирать, -- пока трудно сказать. Ясно одно - демократическая оппозиция уже сейчас самым серьёзным образом должна взяться за подготовку к ним. Решение, в каких из них можно и нужно будет участвовать, следует принять позднее, исходя из конкретно складывающейся обстановки.
Михаил ПЛИСКО,
главный редактор бюллетеня "Адкрытае грамадства"