Вячеслав ОРГИШ,
ведущий научный сотрудник Института социологии НАН Беларуси, доктор философских наук
БЕЛАРУСЬ НА ПОРОГЕ РЫНКА
(социологический анализ общественных настроений)Смысл рождающейся на наших глазах истории затуманен и зачастую скрыт от нас за стремительным потоком разнообразных и спорных явлений. Поэтому нас время от времени одолевают сомнения, не противоречим ли мы своим же, ранее поставленным целям. Еще вчера мы неистово трубили на весь мир о том, что высшей целью нашего общества является строительство коммунизма, а сегодня обнаруживаем, что координаты того, к чему следует двигаться, находятся в ином направлении.
На самом деле никакого противоречия здесь не существует. Между прошлым и будущим нет необходимой связи в том смысле, что прошлое - не резервуар, из которого в будущее перетекает его содержание. Прошлое, со своими ценностями и установками, остается всего только прошлым. Будущее самодостаточно, оно готово черпать свое содержание из себя.
В ноябре-декабре 1997 года Институт социологии Национальной академии наук Беларуси провел национальное социологическое исследование экономического поведения населения в период перехода к рынку. Полученные данные, сопоставленные с данными более ранних исследований института, а также Центра социально-политических исследований Белгосуниверситета и Независимого института социально-экономических и политических исследований говорят о том, что белорусское общественное сознание с трудом и очень медленно, но освобождается от прошлого и понемногу постигает философию новой экономической реальности.
Советский синдром. Наименее решенная проблема белорусского общества - это проблема преодоления советского синдрома страха перед капитализмом, изживание социалистической уравнительно-распределительной морали. Парадоксально, но факт: больше половины белорусов признают необходимость проведения рыночных реформ; вместе с тем, на вопрос социологов: "Какой строй более предпочтителен для Беларуси?" только 17% граждан назвали капитализм, тогда как в пользу социализма высказались 52% опрошенных. Совершенно очевидно, что во многих случаях людей побуждает выступать против новых общественных отношений не социальный дискомфорт, а идеологическая зашоренность, засевшая в голове социалистическая идея, пропагандистская заплеванность буржуазной морали.
Без разрыва с советским наследием политический класс Беларуси не сможет четко определить стратегию движения в будущее, его поведение будет всегда строиться по формуле: шаг вперед, два шага назад. Без глубокого размежевания с советскими традициями административно-хозяйственного поведения политическое руководство страны, каким бы расчетливым оно ни представлялось, вряд ли сумеет правильно определить актуальные направления экономической и социальной политики, государственного строительства, приблизить белорусское общество к наиболее рациональным моделям развития. Разрыв с советскими корнями - это кардинальная перестройка политической организации общества, отказ от концепции жесткой управленческой вертикали, усвоение политическим истэблишментом принципов плюралистического устройства политической жизни.
Иными словами, будущее Беларуси зависит от того, сумеет ли она пройти путь самоочищения, то есть радикальной десоветизации, и вернуться к западным политическим, экономическим, гражданским традициям, от которых ее насильственно оторвала Российская империя в конце 18 века.
Трансформация белорусского общества в духе западных индивидуалистических ценностей откроет различным социальным группам более привлекательные и более взвешенные пути решения накопившихся дилемм. Пока же многие белорусы выстраивают свою гражданскую и моральную позицию почти в полном соответствии с советской обывательской философией. На вопрос социологов "Что бы Вы выбрали: гарантированные, стабильные, пусть и невысокие доходы, или высокие доходы, пусть и без гарантий на будущее?" 42% опрошенных предпочли первый вариант и только 27% - второй.
Именно решительная десоветизация ускорит становление новой гражданской и правовой сознательности, подтолкнет процесс формирования национальной элиты, ориентированной не на идеологические обоснования, а на поиски национальной выгоды. Очищение от советского прошлого и возвращение к западным установкам изменит образ мыслей и предпочтения огромной армии профессиональных чиновников, стимулирует прагматическую эволюцию правящих кругов, сделает власть более открытой, демократичной и человечной.
Что же подвигнет белорусское общество, его политически активные слои к идеологическим переменам, развернет сознание белорусов, их экономику, культуру лицом к Западу? Прежде всего - логика здравого смысла.
Еще на заре советской власти столп большевизма Ульянов-Ленин вполне резонно заметил, что в споре между капитализмом и социализмом, в конечном итоге, победит тот строй, та власть, которые смогут создать более высокую производительность труда. С тех пор прошло много десятилетий. Социализм вчистую проиграл соревнование с капитализмом, показав всему миру слабость экономической системы, управляемой при помощи директивного метода.
Народы, соблазнившиеся социалистической утопией, нынче спешат наверстать упущенное. Отрицательный опыт советской эпохи не оставляет шансов тем, кто еще пытается вращать колесо истории вспять. Повсеместное утверждение более производительного экономического уклада неизбежно. Несмотря на медлительность и попятные движения, Беларуси также придется в полном объеме осваивать конкурентный рыночный порядок.
Рыночные реформы: сторонники и противники. Итак, на современном этапе важнейшим приоритетом экономической и социально-политической жизни белорусского общества является его рыночная модернизация, то есть создание необходимых предпосылок для эффективного экономического поведения различных групп населения, хозяйственных и политических структур в условиях существования и функционирования института частной собственности на средства производства.
Началом этого процесса принято считать 1990-1991 годы. Однако его семилетние результаты ничтожны и во многом удручающи. За время, прошедшее после распада СССР, в Беларуси, в дополнение к унаследованным от коммунистических времен, добавились различные новые проблемы. Трудности и противоречия переходного периода, усугубляемые экономической некомпетентностью и квазипрагматизмом власти, привели к глубокому кризису белорусской экономики. Страна из трудонедостаточной превратилась в трудоизбыточную. Число работающих в народном хозяйстве сократилось с 5148,5 тыс. чел. в 1990 г. до 4605,1 тыс. чел. в 1997 г., или на 11,2%. При этом количество работников в различных отраслях материального производства сократилось на 19,6%, тогда как в непроизводственных возросло лишь на 1,4%. Спад объемов и темпов производства сопровождался падением совокупного покупательского спроса, инфляцией, опережающим доходы ростом цен , снижением стоимости рабочей силы, падением уровня жизни более чем 90 % населения. Социологический анализ показывает, что сегодня в полном достатке живет лишь 9,7% населения, 55,2% - перебивается от зарплаты до зарплаты, 28,3% - кое-как сводит концы с концами и 5,9% - находятся в постоянных долгах.
Драматизм социально-экономической картины в стране усугубляют рост алкоголизма и криминализация общества, вялые темпы формирования рыночных структур, чрезмерно высокие фискальные налоги, расходование значительной части производимого общественного продукта (20-30 %) на нужды ВПК, силовых ведомств, государственно-бюрократического аппарата.
Перечисленные процессы и явления, их зачастую отрицательные последствия для материальной и духовной жизни большинства белорусских граждан определили динамику общественного мнения относительно рыночных преобразований. В самом начале 90-х годов, когда еще столь остро не ощущался груз экономических и социальных проблем, лозунг "Вперед к рынку" воспринимался вполне лояльно. Люди связывали с рыночными реформами возможность хоть и трудного, сопряженного с лишениями, но реального возрождения страны. В октябре 1990 г. Институт социологии НАН Беларуси провел социологическое исследование, из которого следовало, что 63 % респондентов поддерживают переход к рынку. Против рыночных реформ высказалось 17 % опрошенных и 20 % затруднились сказать что-либо по данному вопросу. Среди сторонников перехода к рынку было 75 % служащих, 70 % пенсионеров, 62 % учащихся и студентов, 60 % рабочих.
Однако, по мере того, как первоначальные планы перехода к рыночной экономике рушились, слабела поддержка курса реформ со стороны населения. Последующие опросы, проводившиеся названным институтом, свидетельствуют о том, что с 1990 года по 1994 год уровень позитивного отношения населения к рыночным преобразованиям падал. В 1994-1996 годах общественное мнение устоялось и наметился небольшой прогресс в сторону роста поддержки рыночного курса.
Тем не менее, сегодня число противников рыночных реформ значительно. Большинство их группируется вокруг Президента Лукашенко, экономическая политика которого имитирует рыночные реформы, а на деле реставрирует командно-административную модель хозяйствования, диким, причудливым образом соединяет элементы государственного капитализма с элементами государственного социализма, разгосударствление с огосударствлением.
Прежде всего рыночный курс не приемлют социально слабые и малообразованные группы населения. Полагая, что политическая линия А. Лукашенко соответствует их интересам, они, проводись президентские выборы завтра, голосовали бы за него. Среди президентских сторонников больше всего граждан старше 60 лет (82%), пенсионеров (78 %), жителей села (70%), лиц, имеющих образование до 4-х классов (88 %) и - до 8-ми классов (54 %), неквалифицированных рабочих (47 %), домохозяек (46 %).
На неприятие реформ настроена часть оставшейся от прежних времен партийно-политической элиты. Занимая должности в различных звеньях политической организации страны, они продолжают жить идеологией и навыками старой системы.
Отрицательное отношение к реформам присуще определенным кругам в силовых структурах. Многие силовики опасаются, и не без оснований, что рыночные перемены приведут их ведомства к сокращению, поставят под жесткий гражданский контроль.
Проведению далеко идущих реформ противится воспитанная в старом духе часть руководителей ( 22%), специалистов (30%), служащих (31%). Как образцовые советские работники, выученные действовать в режиме полной иерархической замкнутости, не приученные к самостоятельному принятию решений и коммерческому риску, чурающиеся конкурентной среды, они отвергают глубокие экономические реформы. Им кажется, что достичь высокого уровня эффективности производства можно без введения экономического и политического плюрализма путем усовершенствования системы централизованного государственного социализма, частичного оснащения ее элементами рыночного свойства.
Многие еще надеются, что выправить экономическое положение удастся при помощи идеологических и политических мер, не переходя к системе стимулирования производства посредством максимального "разогрева" экономических стимулов, т.е. не доводя дело до капитализации экономики.
Сторонники социалистической традиции, вероятно, желали бы придать старому обществу большую совместимость с демократическими нормами, но выступают против пересмотра его базовых принципов. Попытки поставить под сомнение историческую и прагматическую целесообразность рухнувшего строя вызывают у них протест.
Однако в обществе имеются активные группы граждан, принадлежащих к различным социальным слоям, которые тем или иным путем сумели осознать позитивный смысл рыночных идей и не боятся рыночных перемен, готовы участвовать в рыночных преобразованиях.
Наиболее решительную и последовательную точку зрения на реформы имеют националистически ориентированные представители интеллигенции и политической элиты, значительное число которых группируется вокруг Белорусского народного фронта. Это самая радикальная часть реформаторского крыла общества, напрочь отвергающая политический курс нынешнего Президента. Свои надежды они связывают с тем, что в недалеком будущем и более отдаленной перспективе их ряды будут расти. Однако, по социальному происхождению и образу мыслей пауперизированное ядро белорусского электората ближе к Лукашенко, чем к тем, кто настаивает на радикальной национально-демократической трансформации белорусского общества, добивается полной легитимизации буржуазных ценностей.
Особую и весьма влиятельную категорию лиц, заинтересованных в рыночных реформах, образуют представители государственно-чиновничьего аппарата и хозяйственники, тем или иным путем сумевшие осознать позитивный смысл рыночных идей. Не во всем разделяя либерально-демократические идеи, они, тем не менее, явно или скрыто выступают за введение рыночных механизмов в экономике страны. И те, и другие хотели бы для себя широкого участия в процессе выработки государственных решений.
Прореформаторскую позицию занимает большинство руководителей, специалистов, служащих, квалифицированных рабочих. Как практичные, смотрящие в будущее люди они понимают, что современная экономика не может успешно функционировать, будучи связанной чрезмерным централизованным государственным управлением. Сегодня 78 % руководителей, 71 % специалистов, 69 % служащих, 67 % квалифицированных рабочих не стали бы голосовать за Лукашенко на президентских выборах.
Огромный резерв сторонников рыночных реформ составляют молодые и среднего возраста люди. В отличие от 60-70-летних граждан, они больше надеются на собственные силы, с пониманием воспринимают индивидуалистические ценности и готовы состязаться за существование по рыночным правилам. Именно поэтому 68 % граждан в возрасте 16-19 лет, 69 % в возрасте 20-24 года, 80 % в возрасте 25-30 лет, 70% в возрасте 30-39 лет, 60% в возрасте 40-49 лет также не будут поддерживать на выборах нынешнего Президента.
Кроме названных категорий граждан, не разделяют экономическую политику Лукашенко и не станут голосовать за него на выборах 70% безработных, 67% учащихся, 66% лиц со средним специальным образованием, 75% лиц с незаконченным высшим и высшим образованием, 54% домохозяек, 53% неквалифицированных рабочих.
Куда клонится общественное сознание. Сегодня уже вполне очевидно, что корни сил, не приемлющих рыночный курс, находятся в структуре массового политического сознания. Левоконсервативные ценности различной степени выраженности занимают в нем значительное место. Дальнейшая работа по активизации рыночного поведения тех или иных социальных групп заключается в том, чтобы развивать и расширять влияние рыночных ориентаций, которые, в конечном счете, изменят структуру массового сознания в свою пользу.
Предпосылки к подобной трансформации массового сознания существуют, и значительные. Вокруг бурно развиваются рыночные процессы. Россия, Украина, государства Балтии, Польша, Венгрия, Чехия, Словакия и другие страны заметно продвинулись по пути к новому укладу, некоторые из них добились заметных социально-экономических успехов.
Какие-никакие подвижки рыночного свойства имеются и внутри страны. Белорусское информационное пространство активно насыщается рыночными сюжетами и определениями. Дух конкурентности и рыночного азарта входит в повседневную жизнь, многие начинают сознавать, что советское прошлое не вернется.
Все вместе это образует некую силовую составляющую, которая клонит массовое сознание к эволюции в сторону все более широкого освоения рыночных стандартов. Хоть и медленно, в обществе подспудно совершается работа по формированию мышления, альтернативного прежней идеологии. Идея развития рынка, рыночных отношений, соответствующих этических и культурных норм поведения утверждается в головах не только отдельных элитных групп, но и среди массовых слоев населения, более трети которого уже осознает, что рассчитывать надо в первую очередь на собственную инициативу и активность.
На сегодняшний день картина общественных упований такова. На вопрос "С кем Вы связываете улучшение условий своей жизни?" 36,9 % опрошенных ответили, что уже не полагаются ни на государство, ни на политиков, а надеются только на себя, 39,1% связывают свои надежды с Президентом, 29,2 % - с сильной личностью, способной навести порядок в обществе, 12,1 % - с правительством, 10,4 % - с местными органами власти, 3,3% - с национальным собранием, 3,0 % - с политическими партиями правой ориентации, 2,0 % - с политическими партиями левой ориентации.
Огромное число белорусских граждан, наблюдая за происходящим в стране экономическим кризисом, приходит к пониманию положительного смысла новой рыночной реальности, проясняет для себя ее хозяйственные и правовые преимущества. Нынешними возможностями реализации своих прав и свобод удовлетворены только 13% респондентов, неудовлетворенность же высказывают 40, 8% опрошенных ( 43,7% - затрудняются сказать).
В общественном сознании ценности и ориентации ушедшей эпохи медленно, но неуклонно угасают. Материалы социологических исследований семи прошедших лет подтверждают появление такой тенденции примерно с середины 90-х годов.
1990г. % 1992г. % 1994г. % 1996г. % 1997г. % За возвращение к системе плановой централизованной экономики 8 18 26 24 18,1 За проведение радикальных и быстрых рыночных реформ 30 24 19 17 20,4 За постепенный, но социально взвешенный переход к рынку 55 49 51 43 33,9 Как видно из этой таблицы, сектор сторонников голой реставрации социализма по сравнению с 1994 годом в 1997 году сократился на 8 % и составил 18,1% населения, тогда как число поддерживающих решительные рыночные реформы по сравнению с 1996 годом в минувшем году увеличилось более чем на 3 % и составило 20,4% населения. А вот группа сторонников постепенного перехода к рынку из года в год уменьшается; но все же она остается самой массовой (33,9%).
Таким образом, просматривается определенная динамика сокращения левоконсервативных настроений и роста рыночных предпочтений. Для сохранения и усиления этой динамики требуется продуманная, с опорой на современные политические технологии, активная работа всех национальных либерально-демократических сил, стремящихся к созданию в Беларуси конкурентного рыночного порядка.
Что думают белорусы о приватизации. Важнейшей составляющей рыночных реформ, идущих на постсоветском пространстве и в странах Центральной Европы, является приватизация. Инициаторы и сторонники реформ сталкиваются здесь с уникальной в мировой экономической практике задачей, особая сложность которой заключается в том, чтобы в сжатые сроки передать значительную часть государственного имущества из государственной собственности в частную. В мировой практике существует много методов приватизации. Все они разнятся по степени социальной справедливости и широте участия граждан, по степени влияния правительственных органов и темпам проведения.
Однако принятие и осуществление самой идеи приватизации во многом зависит от степени морально-психологической и социальной готовности населения жить в условиях рыночного предпринимательства и функционирования института частной собственности. Эта готовность в Беларуси выглядит следующим образом:
Частную собственность крестьян на землю поддерживают 61,6 % респондентов (из низ 64,8 % - горожане, 54,6 % - жители села); не поддерживают - 17,9%, затрудняются ответить - 20,0%.
Частную собственность с использованием наемного труда поддерживают 34,8 % опрошенных (из их 38,4 % - горожане, 27,5 % - жители села); не поддерживают - 39,7%, затрудняются ответить - 24,6%.
Существование фермерских хозяйств поддерживают 66,3 % опрошенных (из них 68,4 % - горожане, 61,2 % - жители села); не поддерживают - 13,4%, затрудняются ответить - 19,5%.
Приватизацию промышленных предприятий поддерживают 34,1% респондентов (из них 38,0 % - горожане, 26,0 % - жители села); не поддерживают - 30,7%, затрудняются ответить - 34,0%.
Приватизацию торговли и бытового обслуживания поддерживают 46,8 % респондентов (из них 52,1 % - горожане, 36,1 % - жители села); не поддерживают - 26,9%, затрудняются ответить - 25,0%.
Привлечение в экономику иностранного капитала (в том числе в ходе приватизации) поддерживают 41,4% опрошенных (из них 47,4 % - горожане, 28,9% - жители села); не поддерживают - 24,1%, затрудняются ответить - 33,5%.
Приватизацию жилья поддерживают 75,5 % респондентов (из них 76,8 % - горожане, 71,9 % - жители села); не поддерживают - 9,0%, затрудняются ответить - 14,9%.
Стимулирование предпринимательства поддерживают 50,2 % респондентов (из них 55,0 % - горожане, 40,5 - жители села); не поддерживают - 14,2%, затрудняются ответить - 34,4%.
Таким образом, в целом налицо преобладание сторонников приватизации над теми, кто ее не поддерживает. Причем среди жителей города положительное отношение к ней более выражено, чем среди сельских жителей. Заметно больший процент сторонников приватизации среди работников коммерческих структур и негосударственных форм собственности, чем среди занятых на государственных предприятиях. По возрасту среди поддерживающих приватизацию преобладают молодые и среднего возраста люди. Большинство пожилых граждан выступают против приватизации.
Результаты социологического исследования показывают, что идея приватизации является одной из актуальных тем, остро волнующих белорусское общественное сознание. В деле рыночной приватизации своей экономики Беларусь плетется "позади Европы всей". Ее частный сектор производит лишь 15% ВВП. В то же время в Чехии этот показатель составляет 65%, Словакии, Венгрии, Польше, Латвии, Эстонии - 55 %, России - свыше 50 %, Украине - свыше 30 %.
Предпочтения электората и приоритеты власти. Каждое общество имеет свои более или менее устоявшиеся параметры, которые представляют собой сложный сплав результатов исторического, социально-политического и экономического развития. Однако тенденции, связанные с потребностями современной техногенной цивилизации, побуждают каждый конкретный социум трансформировать свойственные только ему традиционные духовные и материальные устои, свой национальный менталитет.
Именно в таком (трансформационном) состоянии находится белорусское общество. Особым изменениям подвергается социально-экономическое сознание белорусов. Главное для формирования его нового содержания заключается в уяснении того, какие приоритеты должны быть положены в основу национальной экономической модели и социальной политики.
Проведенное социологическое исследование дает основание полагать, что провозглашаемая А. Лукашенко (но отнюдь не преследуемая им) цель создания в стране социально ориентированной рыночной экономики корреспондируется с основными проблемами, занимающими в настоящее время внимание белорусского электората. Отвечая на вопрос "На решении каких проблем должна быть прежде всего сосредоточена деятельность властных структур?", респонденты назвали в порядке важности:
Таким образом, политическая риторика государственной власти, которая декларирует ориентацию на социальную защиту населения, укрепление общественного порядка, борьбу с преступностью, введение элементов рыночной экономики и государственного контроля над ценами, в известной мере сообразуется с распространенной в обществе иерархией социально-экономических предпочтений.
- обеспечение социальной защиты населения (44,4 %);
- укрепление общественного порядка и законности, борьбу с преступностью (42 %);
- ускоренное проведение рыночных реформ (34,2 %);
- возвращение государственного контроля над ценами (27,5 %);
- поддержка гражданского мира и согласия в стране (24,0 %);
- укрепление позиции Беларуси на международной арене (22,7 %);
- развитие связей с Западом (20,9 %);
- финансовая поддержка государственных предприятий (19,8 %);
- развитие связей с другими республиками бывшего СССР (18,9 %);
- реализация союза с Россией (18,5 %);
- восстановление Советского Союза (13,8 %).
Однако для того, чтобы достичь реальных успехов в формировании социально ориентированной рыночной экономики, надо идти дальше уличного популизма. Политический класс должен добиваться решительного изменения профиля массового социально-экономического сознания. Необходимо искоренять иждивенческую мораль, прививать обыденному мышлению терпимую реакцию на свободные цены, частную собственность на средства производства. Приучать людей к мысли, что государство должно играть более пассивную роль, т.е. не мешать производителям производить то, что им представляется нужным, а потребителям не мешать покупать то, что они желают.
Пока же почти половина белорусского населения (45, 2%) охвачена патерналистским комплексом, считает, что цены должны устанавливаться государством и жестко им контролироваться. Еще 24, 6% респондентов полагают, что свободные цены должны быть только на модные, престижные товары, предметы роскоши. И лишь 12, 6% белорусов высказываются за то, чтобы цены определялись свободно на основе соответствия спроса и предложения, а 17, 6% - за свободное ценообразование на все товары, кроме предметов первой необходимости.
На пути к цивилизованному рынку. Существует ряд принципиальных положений, поддерживая и пропагандируя которые либерально-демократические силы Беларуси могут реально активизировать прорыночное экономическое мышление и поведение различных групп населения. В первую очередь это касается корректного осознания обществом духа предпринимательства и рыночных отношений.
Предпринимательство как форма организации общественного труда предполагает наличие рыночного хозяйства, основанного на производительном движении капитала. Логика эффективного развития хозяйственной сферы требует разрушения стереотипов понимания предпринимательства как "дикой" формы рыночного поведения, которое в головах простых граждан зачастую ассоциируется с преобладанием спекулятивного капитала, его связью с мафиозными кланами и продажным чиновничеством, а также незаконным присвоением госсобственности и массовым обнищанием людей.
Введение рыночных отношений в экономику неизбежно влечет за собой демонтаж прежних (советских) механизмов ее управления. Тем не менее, реальная жизнь нуждается в корректировке точки зрения, противопоставляющей рынок сознательному его упорядочению. Современный европейский рынок включает в себя не только свободу поведения экономических субъектов, но и элементы государственного регулирования.
В ситуации, когда большинство населения не обладает достаточным запасом позитивных знаний о характере грядущих экономических отношений, необходима популяризация представлений о цивилизованной форме рынка, которому присуще преобладание типа предпринимательства, стремящегося к выгоде, связанной с производством товаров и услуг, заботящегося о том, чтобы у производимой продукции был массовый потребитель. Массовое сознание ждет содействия в преодолении страха перед рынком, вызванного отрицательными последствиями появления "дикого" рынка в некоторых странах СНГ. Всем должно быть ясно: такой рынок ведет к постоянному перераспределению общественных благ в пользу узкого круга лиц, что в конце концов неизбежно оборачивается социальным взрывом, революционной экспроприацией. Безопасность и социальную стабильность обеспечивает только цивилизованный рынок, который предполагает сильную социальную политику.
Наряду с апробированным опытом экономических реформ очень важно учитывать особенности культурных традиций народа, стереотипы и архетипы национального сознания. Иначе говоря, пропагандируя идею рынка, не следует забывать о том, что западный опыт цивилизованного рынка опирается на индивидуальную свободу и личную ответственность, рациональность выбора и действия в расчете на долгосрочную перспективу, правовое государство и единое правовое пространство как основу выполнения контрактных обязательств, понимание справедливости и равенства как равенства возможностей. В нашей жизни эти ценностные предпочтения Запада погашены или только зарождаются, а доминирует иная историческая традиция, связанная с российским влиянием и советской историей, - коллективистская. Эта традиция питает уравнительно-распределительные настроения.
Для правильной оценки белорусской ситуации крайне существенно помнить о том, что в белорусское сознание проник архетип понимания справедливости и закона, сопряженный с идеалом прочной централизованной власти, олицетворяемой сильным правителем (руководителем).Такое тотемистское по своей сути восприятие первого лица государства определяет тот факт, что 30,0 % белорусов убеждены: для улучшения жизни требуется сильная личность, способная навести порядок в обществе, а 45 % респондентов считают авторитарного политика Лукашенко наиболее авторитетной политической фигурой страны. Игнорировать это обстоятельство никак нельзя, ибо в нем находятся истоки самой сложной проблемы перехода от авторитарного правления к демократическому правовому государству. Именно на этом спекулирует А. Лукашенко, когда говорит: "Нас никто не переубедит в том, что с вершин авторитаризма в долину демократии надо спускаться, имея хорошие тормоза".
Однако, какие бы громкие заявления не делались, сегодня уже вполне очевидно: осуществить глубокую экономическую и политическую трансформацию Беларуси может только реформаторски настроенная демократическая власть, пользующаяся доверием активного большинства граждан, способная умело структурировать свои функции и задачи с учетом перспективы либерально-демократического развития общества. Мировой опыт говорит о том, что эффективная модель рыночного хозяйствования выстраивается жизнью не по заранее заданному плану, не по милости "большого начальника", а в результате творческого поиска и сотрудничества управляющих и управляемых, добровольного единения всех общественных сил, стремящихся к цивилизованному обустройству своей страны.