Ярослав РОМАНЧУК,
экономический аналитик НЦСИ "Восток-Запад""
"ЛЕГКАЯ" ЖИЗНЬ МАЛОГО БИЗНЕСА БЕЛАРУСИ
Правительство Беларуси, в частности Минфин и Минэкономики, никак не может смириться с простой истиной: "Бизнес создает рабочие места и кормит народ, а не государство". Оно последовательно отстаивает свое видение проблемы: "Бизнес - для чиновника, а не чиновник для бизнеса". Последние события с налогообложением частных предпринимателей без образования юридического лица, когда политика правительства превращает исполняющих Указ экономических субъектов в нарушителей налогового законодательства (это около 120 тыс. человек), подтвердили безоговорочную победу белорусского чиновничества.
Впрочем, содержание многочисленных нормативных актов и законов, регулирующих экономическую деятельность, позволяет судить о перспективах малого и среднего бизнеса до конца 20 века. Закон "Об упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства на 1998 год" (в дальнейшем Закон) является очередной пустой публичной декларацией, за которой не стоит реальное уменьшение операционных, организационных и административных издержек. Следовательно, Закон не создает эффективную систему стимулов для развития малого и среднего бизнеса (МСБ) и не ограничивает арбитральную власть чиновника.
Основу экономики любой страны составляет малый бизнес. Малый бизнес - это почти каждый из нас. Это реализация желания заработать дополнительные деньги, проявить инициативу, это стремление жить лучше, забота о будущем детей и своей старости. Уровень развития малого бизнеса в стране - это показатель трудолюбия народа, его патриотизма и как бы индекс борьбы с ленью. В Беларуси это также индикатор избавления от коммунизма, от желания не зарабатывать, а получать, не инвестировать, а распределять. Естественно, это относится к ситуации, когда целью экономической политики является повышение уровня жизни людей и создание солидной материальной базы для безопасного экологически чистого будущего. Помните, как у Алисы в стране чудес: перед тобой 5 дорог. Твой выбор зависит от того, куда ты в конечном итоге хочешь дойти.
Что же такое малый бизнес? Существует несколько подходов к его определению: 1) по количеству занятых, 2) по торговому обороту, 3) по стоимости активов (т.е. всего того, что есть в данной фирме). В разных странах количественные показатели заметно отличаются. В США малый бизнес - это все компании, в которых работает менее 500 человек. Американцы выделяют также микробизнес - менее 5 занятых. В Японии предельное число занятых для малого бизнеса - 300 человек или стоимость активов не больше 100 тысяч долларов. При этом существуют разные количественные показатели для розничной и оптовой торговли. Для России малый бизнес - это компании с числом занятых менее 200, в оптовой торговле - менее 50, в розничной - менее 15. Согласно Закона упрощенная система налогообложения может быть применена к "предприятиям со среднемесячной численностью до 15 человек (включая работающих по договорам подряда...), если в течение 3-4 кварталов1997 года их ежеквартальная выручка от реализации товаров (работ, услуг) не превышала размера 2500 минимальных заработных плат, установленных в данный период". Таким образом, белорусская система предусматривает сразу два ограничения. При этом второе -- по валовому доходу -- практически отрицает первое. Простые подсчеты показывают, что для соответствия нормам данного указа предприятие должно иметь не более 6 рабочих мест. Аналогичный российский закон устанавливает данный предел в размере, эквивалентном 200000 МЗП.
При этом не понятно, зачем Беларусь определила для себя размер малого бизнеса до 100 человек в промышленности и транспорте, в сельском хозяйстве - до 60 человек, в строительстве и оптовой торговле - до 50. За статусом "малый бизнес" должны стоять определенные права или стимулы. Среди таких стимулов должны быть:
Закон отрицает рыночную систему стимулов развития. Сможет ли директор малого предприятия или предприниматель без образования юридического лица сократить должность бухгалтера, если перейдет на упрощенную систему? Вряд ли, потому что объектом данной системы является лишь валовая выручка. При этом основные 8 групп налогов и сборов (акцизы, налоги на доход, таможенные пошлины, экологический налог, лицензионные и регистрационные сборы и др.) остаются. В результате от простоты ничего не остается. А если принять во внимание белорусскую практику -- применение по итогам года более жестких фискальных мер при выборе экономическим субъектом более мягкого варианта -- можно однозначно сказать, что данный Закон работать не будет.
- упрощенный порядок регистрации и ликвидации (не вводится Законом),
- упрощенный порядок бухгалтерской отчетности (к примеру, заполнение годичной декларации без грабительских авансовых платежей) (не вводится Законом),
- доступ к системе микрокредитования (не предусмотрен),
- создание инфраструктуры поддержки малого бизнеса, преимущественно из общественных нон профит организаций,
- информационная, консультативная, маркетинговая, юридическая помощь со стороны специальных центров поддержки предпринимательства,
- снятие бюрократических препон и ограничений при открытии бизнеса, связанных с многочисленными согласованиями десятков государственных служб,
- отмена лицензирования большинства видов деятельности (не предусмотрена). *
Американские ученые-экономисты, работающие в сфере фискальной политики, пытаются сейчас пролоббировать введение системы так называемого flat tax или налога с продаж/оборота. Сутью системы является введение единого налога вместо существующего множества косвенных налогов. В результате реально сокращаются расходы бизнесов на ведение бухгалтерии, покупку соответствующего программного обеспечения, снижается количество времени на заполнение фискальных отчетов и деклараций и т.д. В результате МСБ получает реальные возможности увеличить производительность труда, а, значит, более успешно конкурировать на внутреннем и внешнем рынке.
Беларусь не учитывает передовой опыт ведущих стран мира. Введение декларирования доходов не является само по себе антипредпринимательским. В переходных странах подобные вещи вводились на 3-5 год реформ после предварительного амнистирования доходов, когда практически отсутствовала рациональная правовая база и не были определены права собственности. При этом за год-полтора правительство организует широкую рекламную, разъяснительную кампанию, чтобы подготовить людей к этой важнейшей процедуре. Таким образом, каждый налогоплательщик заранее планирует свои расходы и сохраняет необходимые документы. Правительство Беларуси нарушило практически все принципы методологии введения важнейшего новшества, чтобы максимально повысить экономические и социальные издержки налогоплательщиков.
Роль малого бизнеса в экономиках развитых стран огромна. Я считаю, что развитыми они являются потому, что бережно относятся к истокам бизнеса. В США в малом бизнесе занято 53% всей рабочей силы, в Японии - 52%. Малый бизнес дает 25% высокотехнологичных рабочих мест в США. Клинтон хвалился, что он создал несколько миллионов рабочих мест. На самом деле эти рабочие места создал малый и средний бизнес. Государство не создает рабочие места. Оно отвечает за создание благоприятной экономической среды. При этом Клинтон не указывает, что одновременно с созданием большое количество рабочих мест было разрушено в результате банкротства фирм. Это совершенно естественный процесс оздоровления экономики, динамика развития. В течение жизни средний американец меняет пять мест жительства и около 8-10 работ. Мобильность рынка труда - одна из основных причин очень низкой безработицы в США - 4,8%. В Европе, которая задыхается от многочисленных ограничений, уровень безработицы в Германии, Франции, Италии давно превысил 10-процентную отметку. В США на малый бизнес приходится 47% продаж, 30% правительственных контрактов, 50% объема производства частного сектора, 55% всех нововведений и патентов. Аналогичная ситуация в Японии и Канаде. Россия, как преимущественно частная экономика, начинает демонстрировать те же тенденции. К сожалению, МСБ Беларуси дискриминируется по форме собственности и по размеру. Можно отметить лишь единичные случаи подряда МСБ на выполнение государственных программ. И то эти случаи можно отнести на счет работы инсайдеров в структурах власти.
Известный ООНовский экономист Антал Сабо, который долгое время работал советником правительства Венгрии и Чехии, определил три золотых правила для малого и среднего бизнеса (МСБ):
1) большая часть государственных предприятий в социалистических и переходных странах существовала в искусственно созданной экономической среде. Это значит, что хозяйственные связи вытекали не из целесообразности и рыночного расчета, а были следствием капризов чиновников.
2) превращение госпредприятий в частные само по себе не приводит к возникновению предпринимательства и созданию прибыльных предприятий.
3) предпринимательство - это наука и искусство. С одной стороны, оно требует знания фактов и реальной информации, с другой - обостренного бизнес-чутья, которое вырабатывается в процессе практической работы. Способность просчитывать риск и идти на него - это великое достижение, которому нельзя научиться только сидя за партой. Можно в совершенстве знать технику рисования Сальвадора Дали, но никогда им не стать.
Среди важнейших условий для развития МСБ выделим следующие:
наличие источников финансирования различных проектов. Это не только традиционные кредиты в отечественных банках, но также развитая система микрокредитования, предполагающая возможность широкого использования залога имущества, земли или даже мозгов (патенты, изобретения и т.д.). Необходимо, прежде всего, открыть доступ к иностранным, более дешевым деньгам; развивать неденежное кредитование в виде лизинга оборудования и машин. Кроме того, максимально полно использовать ресурсы специализированных международных фондов и организаций, которые оказывают помощь в развитии МСБ. создание благоприятной политической и экономической среды. Данное условие предполагает наличие стабильного предсказуемого правительства, доверия населения к проводимой политике, соблюдение основных прав и свобод граждан, включая право частной собственности на все формы капитала, включая землю. Экономическая стабильность - это свободные цены на белорусскую и импортную продукцию, на деньги, недвижимость, товары и услуги и землю. Все, кроме услуг государства по защите жизни и имущества граждан, должно стать товаром. Это ясная налоговая система, стабильная национальная валюта, свободная конвертация и репатриация прибыли. Создание благоприятной среды для инвестирования в процесс трансформации природных ресурсов и полуфабрикатов в необходимые потребителю услуги и товары особенно важно для Республики Беларусь как для страны с переходным типом экономики. Важно декларировать отказ от приоритетов государственного инвестирования, когда государство забирает львиную долю доходов, а остальное - на усмотрение чиновника. В нормально работающей экономической системе рынок покажет сферы и направления инвестиций, исходя из предполагаемой прибыли. Никакой здравомыслящий человек не будет вкладывать деньги в реальное производство, если на ГКО и спекуляции можно заработать в 2-3 раза больше при сравнительно низкой степени риска. Особенно если доход по ГКО ниже уровня инфляции. В этом случае государственные инвестиции не имеют особого смысла, рынок сам решает, где рационально инвестировать. Белорусское государство для развития малого и среднего бизнеса должно обеспечивать следующее:
Частные инвестиции лучше только лишь потому, что они реально более эффективно и с меньшими затратами обеспечивают потребности страны в капитале. При этом размещение инвестиций происходит на основании более детальной информации с микроуровня, что сокращает риск и снижает масштабы потенциальной опасности для всей экономики в целом. Институциональные преобразования, приватизация спроса и предложения, развитая система страхования инвестиций, законодательные имущественные гарантии, гарантии физической безопасности, динамичное право собственности на все формы капитала, включая землю, являются решающими факторами в привлечении внутренних и внешних инвестиций. Важными факторами являются также политическая атмосфера и позитивное отношение основных экономических субъектов к проводимым экономическим преобразованиям в целом. Формирование рациональных ожиданий экономических субъектов, а также обеспечение доверия к проводимой экономической политике, что является основой успешной инвестиционной политики, невозможно без обеспечения вышеназванных факторов.
- стабильное состояние развитой инфраструктуры и наличие рыночных элементов в них. Финансовый рынок предполагает наличие большого количества финансовых посредников, инструментов, инвестиционных фондов и компаний;
- реальную ставку банковского процента. Инвестиционный процесс в условиях отрицательной ставки процента невозможен в силу естественных причин. Те или иные инвестиционные проекты частному бизнесу не представляются целесообразными и не будут реализованы. Исключения вероятны, но их не так много, чтобы принимать в расчет;
- стабильность и надежность основных экономических и финансовых институтов;
- низкую инфляцию и либерализацию цен на все формы капитала. Нормальное экономическое развитие требует снижения темпов инфляции и приближения цен к уровню и соотношениям ценовых пропорций, близких к мировому рынку. Высокие инфляционные ожидания, повторяющиеся шоки цен формируют негативное отношение экономических субъектов к проводимой макроэкономической политике. В таких условиях инвестиционный процесс становится проблематичным как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе;
- обеспечение страхования инвестиций, правовой основы для защиты частной собственности, доступности приватизируемой госсобственности для внутренних и внешних инвесторов.
Особое внимание должно быть уделено развитию малого и среднего бизнеса. Для этого необходимо:
К сожалению, экономическая политика белорусского правительства направлена скорее на поддержку бюрократов и чиновников разных уровней, которым вменяется в обязанность развивать МСБ. Беларусь делает ставку на карманный малый бизнес, который можно как на шнурочке водить за лакомым куском бюджетного пирога. Закон "О государственной поддержке малого бизнеса", равно как и Закон "Об упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства на 1998 год", - это законы о правах чиновников и возможности поощрения отдельных предпринимателей "за особые заслуги". Эти законы создают прекрасные возможности легко заработать стартовый капитал только одной категории населения - чиновникам, имеющим доступ к бюджетным деньгам как на местном, так и на республиканском уровне. Фонд поддержки МСБ превращается как раз в доброго Санта Клауса, который делит подарки (наши с вами налоги), как бог на душу положит: кому уменьшение цены аренды, кому льготный кредит, кому право распоряжаться госсобственностью, кому приоритетный доступ к валютному кранику, а кто попроще - тому монопольное право быть пожизненным государственным подрядчиком в строительстве, производстве киосков установленного образца, обучении госчиновников, импорте продовольствия, нефти, металлов и т.д.
- обеспечить налоговые льготы для предприятий, направляющих определенный процент прибыли на развитие,
- разработать действительно упрощенную систему бухучета и отчетности с указанием конкретных количественных показателей. Позитивным является указание минимального срока действия налоговых и иных фискальных актов (к примеру, три года). В течение этого времени изменение данных норм должно быть запрещено законом,
- сократить количество лицензируемых видов деятельности до сфер, подконтрольных естественным монополиям и оборонным ведомствам, определить ясный и четкий порядок выдачи лицензий и разрешений,
- создать инфраструктуру поддержки предпринимательства (Союзы, Ассоциации, Центры подготовки и обучения специалистов). При этом предпочтение отдается частным структурам с выделением конкретного объема средств под каждый регион,
- легализировать средства домашних хозяйств, собственников и распорядителей капитала. Амнистия доходов способна вернуть в страну десятки миллиардов долларов,
- создать постоянно действующий информационно-учебный центр по пропаганде и информационному обеспечению реформ и экономической политики государства в целом.
Чем больше неравенства и особых условий для бизнеса, тем больше коррупции и экономической преступности, тем чаще гремят взрывы и свистят пули наемных убийц. Малый бизнес в Беларуси надо лелеять и беречь, потому что крупные предприятия вот-вот рухнут. Тогда только малый бизнес будет в состоянии принять десятки тысяч безработных и начать по крупицам копить и строить будущее своих семей и своей страны.