Елена СТРЕЛКОВА,
заместитель главного редактора журнала "Эпоха"
"ЛЕГКАЯ" ЖИЗНЬ МАЛОГО БИЗНЕСА БЕЛАРУСИ
Государственная власть уже давно различными способами стремится ограничить количественный рост частных предпринимателей и малых фирм. В основном это касается хозяйственных субъектов, не коррумпированных с властными структурами, т.е. не имеющих своей "крыши" в государственных органах власти. И хотя белорусский президент и чиновники высокого уровня регулярно делают заявления, что мафиозные группы государством не правят, рядовому гражданину все труднее в это поверить. Изменения в уплате налогов не непредсказуемый поступок, а последовательная политика сбрасывания наиболее инициативных и независимых от государства белорусов на социальное дно.
Создается впечатление, что под сладкие песни о стараниях на благо граждан власти Беларуси осуществляют поступательную политику лишения своего народа всех благ. Иначе как объяснить, что при хроническом экономическом кризисе, при мизерных оплатах на предприятиях и в колхозах вся сила государственной машины направлена на борьбу с теми, кто пожелал заработать на жизнь самостоятельно. Для проведения такой политики придумываются все мыслимые и немыслимые поводы. Вспомним хотя бы телеграмму начала 1996 года, направленную в местные органы власти и подписанную белорусским президентом. В соответствии с ней в течение пяти месяцев в Беларуси не производилась регистрация предпринимателей.
"Благодаря" принятому после телеграммы Указу № 208 в Республике было ликвидировано 54% предпринимателей и 62% частных фирм. Ликвидация осуществлялась во внесудебном порядке, что развязало руки для невиданных масштабов коррупции. Применение противоречащего Конституции и законам РБ Указа, видимо, настолько совпадает с политикой государства, что его действие продлено на неопределенный срок. Сам Указ носит сугубо идеологическо-политический характер. На это указывают не только пункты Указа, но и способ его реализации. Списки предпринимателей и фирм, сгруппированные по областям и районам, до середины декабря 1997 года публиковали в "Советской Белоруссии" и "Национальной экономической газете" (1). В глаза бросается чисто механистический подход установления причин. Так, по г. Минску в Заводском районе причина ликвидации "неосуществление хозяйственной деятельности более шести месяцев" -- практически у 100% закрытых, а в Ленинском районе совершенно очевидно доминирует "не прошел общереспубликанскую регистрацию" (2). По Гродненской области произошла массовая "самоликвидация". Хотелось бы узнать, какие методы применяли чиновники на Гродненщине, что люди предпочли добровольно отказаться от легального ведения бизнеса? Должностные лица, осуществляющие выполнение незаконного Указа, вероятно, не знают, что даже название фирмы -- это собственность человека, а закрытие ее во внесудебном порядке - обыкновенная экспроприация собственности. При этом не важно в течение какого срока предприниматель не вел деятельность или не получал доход. Иначе давно пора закрыть многие крепостные плантации, управляемые местной бюрократией (колхозы), за "убыточную деятельность по итогам года" (согласно Указа).
Возникает вопрос: для чего же проводилась в 1997 году столь глобальная "чистка" среди предприимчивых людей Беларуси? Оказывается, в наших условиях все граждане, пожелавшие не на государственном предприятии заработать на хлеб, - от художника с картиной на улице до рабочего с сумкой товара на российском рынке - предприниматели. В соответствии с законодательством РБ все они обязаны пройти государственную регистрацию. Большинство не делает этого по объективным причинам, понимая, что регистрация станет лишь поводом для репрессий. Однако были и те, кто решился легализовать свою, не столь уж и прибыльную в нынешних условиях, деятельность. Смелость обернулась поражением в правах. Попавшие в списки не имеют права в дальнейшем заниматься собственным делом, в противном случае предусмотрена уголовная ответственность за "нарушение порядка осуществления предпринимательской деятельности". "Чистка" была необходима власти для того, чтобы ограничить круг людей, живущих в достатке. Иначе такие люди станут представлять прямую угрозу недемократическому режиму.
Главная причина дискриминации инициативных людей кроется в самом устройстве государства. В деспотическом государстве общество поделено на "ячейки", находящиеся в жесткой иерархии и четко выполняющие все установки правящей группы. Задача группы, держащей власть в государстве, состоит в том, чтобы не допустить появления самостоятельных людей, не желающих каждое свое действие согласовывать с теми, кто выше, т.к. они могут привести общество к свободе. Белорусские власти боятся свободы, так как в свободном обществе государственный чиновник несет ответственность перед своим народом за некомпетентность, за коррупцию и т.д. Принцип же существования нынешней власти наиболее четко был выражен в документе, опубликованном на восьмой день после появления Указа под названием "Идеология белорусской государственности". В нем сказано: "Динамика развития обеспечивается созданием благоприятной инвестиционной среды, а также использованием инновационного потенциала республики. Создание этих условий гарантируется целенаправленными и активными усилиями политического руководства и способностью хозяйственных субъектов поддержать эти усилия. Это невозможно без наличия лидеров на всех уровнях общества и государства. Формирование и продвижение этих лидеров развития - актуальная задача государственного строительства. В наибольшей степени развитие республики обеспечивается политическим лидером - президентом" (3). Как видим, допускается существование только тех субъектов хозяйствования, которые способны именно поддержать политическое руководство страны и его политику, а не просто быть только нейтральными. Поэтому в списках ликвидированных можно обнаружить тысячи фамилий, предприятия молодых инвалидов, центры педагогической помощи, крестьянские хозяйства, акционерные общества, информационные агентства, кооперативы, издательские фирмы, газеты, творческие мастерские художников, театральных деятелей и архитекторов и даже клуб любителей американских коккер-спаниелей, не успевший представить в срок статистическую отчетность (вероятно, о количестве случек).
Бастующие предприниматели наивно обратились от имени профсоюзов к президенту и министру предпринимательства за помощью в разрешении проблем, вызванных новыми налоговыми изменениями. Однако вызывает большое сомнение даже компетентность министра предпринимательства. Так, по поводу Указа № 208 в интервью НЭГ он сообщил, что "... вопрос ликвидации фирмы решается не по произволу чиновника исполнительной власти, а в судебном порядке, нормальным цивилизованным путем" (!)(4).
В Беларуси цивилизованный путь отсутствует уже давно. А на то, что верховенство за большевистским правосознанием, указывают три статьи в Уголовном Кодексе Республики Беларусь.
Статьи 85-1 (нарушение установленного порядка проведения валютных операций) и 151 (нарушение порядка осуществления предпринимательской деятельности) являются нормами административного права. И их действие в Уголовном праве можно оценить как репрессивное. Статья 150-6 (спекуляция), запрещающая покупать и продавать, характерна только для времен войны и не может быть объяснена с точки зрения здравого смысла. Но если учесть, что в государстве ведется целенаправленная политика по подавлению инициативных и независимых людей, то можно понять логику власти. Ведь в такой ситуации статьи Уголовного Кодекса -- весьма сильный рычаг для устранения особенно активных, т.е. тех, кто не желает поддержать "усилия руководства".
Беларусь подписала ряд международных документов, касающихся прав человека. В связи с этим напомним белорусским властям, какие международные конвенции они нарушили, применяя Указ № 208, статьи 85-1, 150, 151-6 Уголовного Кодекса, а также имеющие обратную силу подзаконные акты:
Всеобщая Декларация прав человека (ст. 1,7,23,25),
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах,
Международный пакт о гражданских и политических правах и др.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. 17 декабря 1997 года представители Исполкома ОГП, Станислав Шушкевич и редакция нового независимого журнала "Эпоха" обратились к мировой общественности с просьбой помочь заставить белорусские власти отменить действие Указа № 208. Авторы письма обратились также к Amnesty International с просьбой помочь в освобождении из тюрем людей, находящихся там по ст. 151, 150-6. Правозащитный Центр "Карта" (г.Рязань), получив Обращение, распространил его в СМИ Польши, Чехии и России, также приблизительно в 80-ти правозащитных организациях. Общество защиты осужденных хозяйственников и экономических свобод (Россия) написало по этому поводу письмо на имя Ельцина, Лукашенко и в Российскую Думу. Вероятно, это в какой-то степени повлияло на белорусские официальные СМИ, т.к. они прервали публикацию списков.
2. В современной Беларуси в юридические документы вернулась практика времен военного коммунизма, когда под формой скрывается содержание, отрицающее данную форму. В случае с Указом № 208 "регистрация" является одновременно противоположным процессом -- "ликвидацией".
3. "Рэспублiка", 08.06.1996 г.
4. Нацыянальная эканамiчная газета, 12.02.97г.