Содержание номера


Адкрытае грамадства

Iнфамацыйна-аналiтычны бюлетэнь

2002, N2(13)

РЕЗЮМЕ

СТРАНИЧКА РЕДАКТОРА

В редакционной статье главный редактор делится своими размышлениями о роли религии и месте церкви в современном обществе. По мнению главного редактора, критерием приемлемости религии для человека и общества может быть золотое правило нравственности: "Не делай другим людям того, чего не желаешь, чтобы они сделали тебе". Главный редактор считает, что принятием новой редакции Закона "О свободе вероисповедания и религиозных организациях" исполнительная власть сделала реверанс православной церкви, рассчитывая в свою очередь заручиться её поддержкой на предстоящем референдуме об отмене конституционных ограничений для действующего президента, запрещающих ему баллотироваться на третий и последующие сроки.

Интервью с кандидатом философских наук Натальей КУТУЗОВОЙ

Наталья Кутузова считает, что процесс возрождения религии и религиозных ценностей в Беларуси носит закономерный характер и сопровождается подъемом национального самосознания. Она не исключает того, что возрождение религиозности может привести к конфликтам на национальной и религиозной почве. По её мнению, религия оказывает влияние на геополитические ориентации населения Беларуси: жители западных областей, где сильны позиции католической религии, в большинстве своём ориентируются на Польшу и Запад, а восточных областей, где господствующей конфессией является православие, - на Восток и Россию.

Наталья Кутузова считает, что все три направления в христианстве, а вместе с ними и униатство, не в полной мере используют присущие человеку формы активности, а также не учитывают те изменения, которые произошли и происходят в современной науке и в окружающем мире. По её мнению унию, в том виде как она существовала в XVII в., безусловно, следует рассматривать как попытку создания национальной белорусской церкви, церкви, которая сняла бы все религиозные конфликты и которая, наряду с государством, стала бы гарантом политической стабильности в Беларуси.

Виктор ОДИНОЧЕНКО,
кандидат философских наук, доцент

Официальная идеология и религия в современной Беларуси

По мнению В.Одиноченко, причиной кризисных явлений в белорусском обществе является индивидуальное сознание человека, которое не приспособлено к общественным отношениям, основанным на демократии и рыночных отношениях. Автор полагает, что преодоление кризисных явлений современного белорусского общества будет проходить долго, так как сознание человека меняется очень медленно. Поскольку на человека огромное влияние оказывает религия, нынешняя власть в угоду православной церкви пошла на принятие новой редакции Закона "О свободе вероисповедания и религиозных организациях". В.Одиноченко считает, что принятие этого Закона приведёт к обострению отношений как между конфессиями, так и между церковью и государством.

Анатолий ОСТАПЕНКО, кандидат физико-математических наук, заместитель председателя Центральной Рады БСДГ

Социально-политическая концепция нации в христианстве

По мнению А.Остапенко, тот факт, что православная церковь не является централизованной, способствует развитию наций, так как каждое государство может иметь свою митрополию и автокефальную церковь. Если в начале своего развития католическая церковь выступала за строгую централизацию устройства церковной жизни, то теперь она поддерживает идею создания национальных государств. На позиции признания национальных государств стоят и протестантские церкви.

Что касается языка богослужения, то А.Остапенко считает, что заменять церковнославянский язык на национальные языки не следует, так как он является профетичным, т.е. созданным специально для общения с Богом. Католическая церковь после Второго Ватиканского собора разрешила употреблять в богослужении вместо латинского языка национальные языки. Такой же позиции придерживаются и протестантские церкви, для которых язык богослужения вообще не имеет большого значения.

Андрей КИШТЫМОВ,
кандидат исторических наук,

Униатство и белорусская национальная идея: от Кастуся Калиновского до наших дней

По мнению А.Киштымова, мало какое событие оказало такое влияние на развитие Беларуси как принятая в 1596 году Брестская церковная уния. Даже после отмены царскими властями в 1839 году униатство оставалось одним из узловых моментов политического движения на Беларуси и влияло на всё последующее развитие белорусской общественной мысли. К нему обращались и Кастусь Калиновский, и деятели белорусского национального возрождения начала XX в., и современные политики независимой Беларуси. Например, В.Ластовский рассматривал унию с белорусских национальных позиций, видел в ней возможность достижения христианского единства на Беларуси и предпосылку формирования белорусского национального сознания.

Однако далее идеологического и исторического обоснования роли и места греко-католической церкви в жизни белорусского народа дело не пошло. Лозунг: "Униатство - национальная религия белорусов" - не нашел на организационном уровне поддержки и понимания у нации. Тем не менее, А.Киштымов считает, что обращение к униатской теме имело положительный эффект. Во-первых, оно стимулировало исследования по истории греко-католичества и в целом истории религиозных конфессий на Беларуси. Во-вторых, оно получило статус "исторической особенности", то есть идентификатора жизни белорусского народа, его отличительной черты. В-третьих, униатская тема стала тем полем, на котором идёт обсуждение проблем, в совокупности составляющих основу белорусской национальной идеи.

КРУГЛЫЙ СТОЛ
представителей христианских конфессий на тему: "Церковь и религия в контексте развития общества"

Участие в беседе за Круглым столом приняли заместитель декана теологического факультета Европейского гуманитарного университета отец Игорь, ксендз-магистр теологии, старший преподаватель Европейского гуманитарного университета отец Анатолий, магистр гуманитарных наук, преподаватель Теологического института Союза Христиан Веры Евангельской в Республике Беларусь Александр Дубровский и главный редактор журнала "Теократия" Сергей Корчицкий.

С.Корчицкий исходит из того, что государство и церковь должны конструктивно сотрудничать друг с другом. Он считает, чтобы в современном мире церковь могла укрепить свои позиции она должна идти по пути экуменизма. Для неё это фактически единственная возможность избежать превращения в обыкновенную субкультуру современного информационного общества.

Отец Игорь подчеркнул, что недавно принятая новая редакция Закона "О свободе вероисповедания и религиозных организациях" на самом деле не даёт никаких преимуществ православной церкви. По его мнению, вести диалог с государством нужно, но при этом не следует забывать, что оно часто пытается подчинить себе церковь.

Отец Анатолий обратил внимание на то, что рядовые служители церкви и верующие не должны ждать пока руководство христианских церквей договорится о единстве действий. Лучшим проявлением экуменизма явится уважительное отношение верующих друг к другу и осуществление ими некоторых совместных акций, например, борьба против абортов.

А.Дубровский поддержал мнение участников беседы о том, что общество и человек не могут существовать без веры и религии. Он отметил, что новая редакция Закона "О свободе вероисповедания и религиозных организациях" приведёт к обострению отношений между церковью и государством и не исключил того, что возможно протестантам вновь, как и при советской власти, придётся перейти на полулегальное существование.

Игумен ВЕНИАМИН (НОВИК)

Религиозно-философское обоснование концепции прав человека (тезисы)

По мнению игумена Вениамина, принятая на Западе концепция прав человека, основанная на естественном праве, близка к религиозной трактовке происхождения морали и правовых норм, так как они обе апеллируют к трансцендентному. Проблемы с правами человека в России заключаются как раз в том, что она принадлежит к странам, в которых более естественным считается не верить в Бога. Это означает, по мнению автора, что в России нет религиозно-философских ресурсов для выработки собственной концепции прав человека аналогичной западной. Игумен Вениамин высказывает сожаление, что русская религиозная философия оказалась не прочитанной и не усвоенной. Это привело к тому, что даже правозащитники по сути дела, разделяют ленинскую точку зрения на эту философию как на утончённую поповщину.

Архив: документы о взаимоотношениях власти и церкви

В рубрике "Архив: документы о взаимоотношениях власти и церкви" приведены несколько документов - Докладная записка Минского губернатора Гирса (1914 г.), Письмо Троцкого (1922 г.) членам Политбюро РКП(б) и Аналитическая записка о положении дел в Русской Православной церкви (2001 г.), которые дают зримое представление о преемственности политики государства по отношению к религии, православию и католицизму. Публикуемые документы говорят о том, что государство, независимо от того, в чьих руках находилась власть, всегда руководствовалась принципом: "Разделяй и властвуй!"


Содержание номера
Содержание номера